Интервью с Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым, опубликованное в газете "Трибуна" в 2001 году.
Знаменитый авторский дуэт - Иваси не устает удивлять и сейчас, когда большинство их соратников по бардовскому цеху скромно доживают век, старясь вместе со своими зрителями в залах ДК. Знатоки жанра помнят песни - замечательная музыка, остроумные стихи, великолепные концерты .... Но затем - «Песни нашего века» - проект, давший старым «гитарным хитам» вторую жизнь. Теперь вот - грандиозная постановка мюзикла «Норд-Ост» по мотивам каверинских «Двух капитанов»...
Что движет ими? Романтика? Тяга к славе? Деньги?
- Георгий Леонардович, Вы - преуспевающий бизнесмен, один из создателей сети «Билайн», основатель и генеральный директор фирмы «Goodwin» ... Алексей Игоревич, Вы - несомненно востребованный актер - вашим голосам говорят Брюс Уиллис и Хью Грант, Джин в мультсериале об Алладине, Дональд Дак во всех фильмах диснеевской студии, к тому же, Вы - автор многих популярных рекламных роликов.
Все у вас есть... складывается впечатление, что затевая очередной творческий проект, вы просто тратите деньги «для души». Ведь сомнительно, что 4 миллиона долларов, вложенные в «Норд-Ост», когда-нибудь вернутся?
ГВ:Знаете, чем мелкий бизнесмен отличается от крупного? Тем, что у него долгов меньше. Так вот, мы - действительно романтики, но не с большими кошельками, а с большими долгами. Другое дело, мы не смогли бы влезть в эти долги, не имей определенной репутации в бизнесе. Нам, тьфу-тьфу, пока верят. Не только потому, что мы такие хорошие. Пока у нас не было провальных - в том числе и в коммерческом смысле - проектов. Те же «Песни нашего века» уже окупились, кредиты возвращены.
- Так значит, для вас это бизнес? А душа тут не причем?
АИ:Мы лет двадцать бредили музыкальным театром, но ничего не могли сделать, пока не поняли, что это настоящее большое производство.
ГВ:И начали мы не со слов и музыки (за них мы взялись только через пару лет после начала проекта), а с того, что стали изучать технологию театра одного спектакля. Ведь его в России до сих пор не существовало. Такой театр работает совершенно на других экономических, организационных и технических принципах. Для того, чтобы постичь эту технологию, мы связались с крупнейшим театральным продюсером в мире Камероном Макинтошем и попросили разрешения на постановку его мюзикла «Лемизирабль» (по мотивам «Отверженных» Гюго). И неожиданно получили это разрешение, и уже практически все подготовили, но ...
АИ:К счастью у Георгия Леонардовича сработала «финансовая интуиция» - как раз накануне 1998-го. Он почему-то понял, что мы не сможем выжить с этим спектаклем при той цене (финансовые условия проекта были очень жесткие). Хотя все маркетинговые исследования показывали "плюс"...
- Но ведь и «Песни Нашего Века» попали в эту черную полосу - а вы все-таки выкрутились!
АИ:Это несравнимые вещи. В случае с «Лемизираблем» долги измерялись бы миллионами долларов. Мы бы ни за что не выбрались из этой ямы. В общем, прежде, чем браться за «Норд-Ост», мы провели полное исследование: изучили рынок, подсчитали, сколько людей ходит в театр, с какой периодичностью, сколько они платят денег, сколько приезжих и москвичей - и т.д. и т.п.
ГВ: - Кстати, бизнес-проект - это не способ зарабатывать деньги. Это способ их вернуть. Риск? Безусловно. Мы первыми в стране начинаем индустрию мюзиклов ежедневного показа. Да, в Америке, в Англии, в Германии - это процветающий бизнес, но здесь до нас никто этого не делал. Поэтому сейчас речь идет не о том, чтобы заработать, а о том, чтобы вернуть деньги, вложенные в проект.
АИ:Вот и с "Песнями нашего века"... Мы ведь вернули кредиты таким чудом, что в это поверить никто не может! Тратили мы до августа 98-го, а возвращали деньги уже после кризиса! Каждый концерт ПНВ в зале «Россия» (при том, что все авторы и исполнители отказались от гонораров) уносил (а не приносил!) по 2,5 тысячи долларов. Вы понимаете, что это такое - когда твоя работа только уносит новые деньги?
ГВ:А сейчас речь идет о других «нулях», о гораздо большем риске. Но мы заведомо идем на этот риск.
- Тогда для чего же вы так рискуете, если не для заработка?
АИ:Какой-то дурацкий вопрос... Потому что на него нет одного ответа.
ГВ: - Хочется реализовалась мечту нашей молодости. И чтобы в стране родился родной, российский мюзикл. И чтобы появилась новая индустрия.
АИ:И еще: во всем мире актеры в таких мюзиклах зарабатывают деньги, которые позволяют нормально жить и кормить семью.
ГВ:Да, это тоже очень важный стимул для нас - вытащить несколько десятков профессионалов из нищеты, дать им возможность профессионально расти, создать новый рынок труда для актеров мюзикла. В общем, мотивов много, и какой из них главный - я не скажу.
- И все-таки: через какое время окупится "Норд-ост"?
ГВ: Очень многое зависит от цен на билеты. Мы вынуждены держать их даже ниже уровня цен на билеты в музыкальных театрах Москвы. Например, наши билеты в среднем существенно дешевле, чем на мюзикл «Метро». Но «Метро» идет 5-7 раз в месяц, а «Норд-Ост» - 25-30 раз в месяц. Чтобы собирать залы каждый день, надо удержаться от соблазна «быстро снять сливки». Самые дешевые билеты у нас стоят 30 рублей, а самые дорогие - 900.
АИ: Если каждый день будет аншлаг, проект окупится примерно через 2 года. Как раз на этот срок нам дали в аренду ДК Подшипникового завода, где идет наш мюзикл. Такие вот мы оптимисты...
- Почему вы сознательно приковали себя к одной площадке? Ведь те же бродвейские театры много гастролируют...
АИ: Нам пришлось перестраивать здание. Когда мы увидели «лестницы в небо», который придумал наш замечательный художник Зиновий Марголин, мы ахнули и никаких упрощений себе не позволили. А когда наш технический директор Андрей Елович рассказал, сколько все это будет весить... Каждая лопасть - более 700 кг! Основание, на котором они закреплены, забетонировано в фундамент здания. А лебедки, которыми перемещаются декорации, закреплены на крышных балках.
ГВ:В общем, в течение полугода нам пришлось спроектировать и построить целый завод по производству зрелища. Представьте себе, в обычном спектакле максимум 2-3 перемены декораций, а в нашем мюзикле их 40. Да еще 151 звуковая картина, да еще 180 персонажей... Вот и покатайся с таким добром...
- Вы считаете себя профессионалами в шоу-бизнесе?
АИ:Делать то, что не нравится, бессмысленно. Для меня это сейчас работа и, если бы я ее не знал, я бы научился. И я продолжаю этому учиться.
ГВ:Безусловно, мы профессионалы, причем уникальные. Пока кроме нас в России никто не брался за создание театра одного спектакля. А вот, скажем, за организацию гастролей Элтона Джона мы не беремся - другие это умеют лучше нас.
- Но для многих вы все-таки остаетесь прежде всего бардами с вашими "Глафирой" и "Мой милый". Вам это мешает в бизнесе?
АИ:Ну да, два «кээспешника» поставили мюзикл. Это все равно, что два филателиста построили автомобильный завод. Не путайте работу с увлечением! Бардовская песня для нас - в свободное от работы время. А насчет романтики... Мы ведь закончили не только географический, но экономический факультеты МГУ. У Георгия Леонардовича за плечами еще аспирантура по искусствоведению, у меня - актерское отделение института кинематографии (мастерская Сергея Бондарчука), работа с Алексеем Рыбниковым, в театре киноактера, преподавание во ВГИКе, аспирантура у Алексея Баталова.
- Но вы, Георгий Леонардович, по-прежнему являетесь генеральным директором концерна «Goodwin» Какое же из двух дел у вас для души, а какое - для заработка?
ГВ:Каждый новый проект меня увлекает по-настоящему, целиком и полностью. И «Goodwin» меня очень сильно увлекает. Ведь это единственная в России фирма, которая занимается производством радиотелефонов и конкурирует с западными грандами. «Норд-ост» в экономическом смысле - тоже очень интересная и увлекательная задача. Бизнес - это вообще спорт. Но в «Норд-Осте» мы с Алексеем Иващенко выступаем не только как организаторы и продюсеры, но и как авторы. Мы сочинили этот спектакль от начала до конца - музыку, слова, поставили его. И как тут эту грань провести - что для души, а что для дела - ума не приложу. Все это страшно увлекательно. Но и ответственно тоже. Это тотализатор, ставкой в котором является жизнь: спокойствие, благополучие семьи. Представить страшно, что будет с нами и с нашими семьями, если, не дай бог, мы не вернем эти кредиты!
- А как к вам относятся наши мэтры бардовской песни? Не секрет, что есть трения между "шестидесятниками от гитары" и теми, кто "полез на эстраду"...
АИ: Для нас Городницкий, Берковский, Никитин - это очень близко к столпам русской культуры. Мы их очень уважаем. Мы очень дружны. Виктору Семеновичу Берковскому уже удалось посмотреть «Норд-Ост», ему очень понравилось. Для нас его мнение очень важно.
- А акулы нашего шоу-бизнеса? Там ведь нравы попроще, чем у интеллигентных бардов...
ГВ:Да, первые отзывы на «Норд-Ост» в этой среде были неласковыми. Мы чувствовали некоторое пренебрежение. Но после премьеры тон изменился. К новому жанру присматриваются очень пристально.
- Почему все-таки ваш выбор пал на «насквозь советский» роман Каверина?
АИ: На примете было 3-4 варианта, написанные нашими известными композиторами. Но... Они как-то не пелись от начала до конца. Я пошел в библиотеку и провел там 4 месяца - искал сюжеты, анализировал почти все «бродвейские мюзиклы» начиная с 1924 года (более 200 спектаклей!). Перебрали невероятное количество сюжетов. Вспоминали и "Капитанскую дочку", и Гоголя, и Гаршина, и Куприна. Нашли два очень хороших сюжета (какие - тайна, скажу только, что их мы подглядели в литературе на рубеже 19-20 веков). И все-таки остановились на «Двух капитанах". Кстати, вы заблуждаетесь: это не такое уж «советское произведение», хоть Каверин и получил за него Сталинскую премию. На самом деле этот роман по сюжету - абсолютный голливудский боевик.
- У вас нет ощущения, что романтика сегодня не рентабельна, на ней особо не заработать?
ГВ:Чепуха! Романтичность и сентиментальность - это свойство русской души. И если уж Голливуд зарабатывает, так нам сам Бог велел.
АИ: Возьмите, к примеру, Достоевского - он полон грязи, убийств, страха, кошмаров, но при этом романтичен.
ГВ: Кино и телевидение перевыполнили план «по грязи». Люди рады увидеть красивую историю о любви, чистых героев. Для меня для самого было потрясением, когда я услышал такие бурные аплодисменты на финальном поцелуе. У нас в спектакле один-единственный поцелуй - и больше ничего, никакой эротики, крови, зуботычин. А насчет рентабельности - посмотрим. Все-таки народ у нас посложнее, чем принято об этом думать.
- Вашему дуэту уже 20 лет. И как вам удалось не разругаться за такой срок?
АИ:А мы и не мирились никогда. Как с самого начала встретились, так и не помирились до сих пор.
ГВ:Так и живем. Как Россия с Японией, между которыми до сих пор нет мирного договора.