"Маршрут для прогулки: по набережным рек Мойки и Фонтанки". Мосты Мойки. Начало.

242 прочитали
Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки. Скажем честно и сразу: на наш взгляд, исток Мойки – один из самых живописных петербургских пейзажей. Чудесная аллея, неспешное течение воды, слева Михайловский сад и Инженерный замок, справа – Летний сад и Марсово поле, впереди – Спас-на-крови, это прекрасно смотрится в любое время года, и особенно летом. И, конечно, мосты через Мойку, её подлинное украшение: Первый Инженерный, Первый и Второй Садовые, и далее – Тройной мост, где уже от Мойки берет начало Канал Грибоедова – замечательные виды! Вот про мосты и будет наш сегодняшний рассказ. Настоящий «мостовой ансамбль», который создавался на протяжении многих лет и стараниями многих инженеров, архитекторов и художников, и в итоге – получилось прекрасно!

И для начала – давайте полюбуемся нашими героями-мостами.

1-й Инженерный мост

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-2

1-й Садовый мост

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-3

2-й Садовый мост

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-4

А теперь, как и полагается, с самого начала, с того места, где от Фонтанки начинается Мойка, и где через Мойку переброшен 1-й Инженерный мост.

«Про этот мост мы знаем! – сразу подсказывают нам наши гости, – Там же Чижик-Пыжик!» Да, Чижик-Пыжик действительно там, но 1-й Инженерный мост знаменит не только этим. Это вообще очень интересная история, можно даже сказать – концептуальная история, и мы сейчас постараемся кратко её изложить.

Начнем с нескольких исторических фактов, которые вроде бы не слишком связаны между собой.

Самый первый чугунный мост в Санкт-Петербурге был построен в 1806 году по проекту Вильяма Гесте. И это был Полицейский мост через Мойку, сегодня он носит название «Зеленый мост». Проект был признан весьма удачным, и таким образом был дан старт активному металлическому мостостроению в России.

В 1810 в Россию для организации Корпуса Инженеров путей сообщения прибывает французский инженер и механик Пьер-Доминик Базен. Прибывает, между прочим, по личной рекомендации от Наполеона к Александру Первому, и в целом рекомендация оказывается более чем правильной. Корпус Инженеров успешно создается и начинает готовить уже русских специалистов по различным путям сообщений, в том числе и по мостостроению.

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-5

В первой четверти 19 века под общим руководством великого Карла Росси начинается активная перестройка территории Императорских садов, находившихся к северу от Невского проспекта. По проекту Росси и под его «смотрением» строится здание будущего Русского Музея, прокладываются новые улицы Итальянская и Михайловская. Один из каналов вдоль Михайловского замка засыпают, и на его месте появляется Садовая улица. А возле Марсова поля в 1821 году Василий Стасов возводит монументальное здание Павловских казарм, и Марсово поле постепенно приобретает привычный нам сегодня вид. А в Михайловский замок, долгое время простоявший как «пустынный памятник тирана», возвращается жизнь: в замке размещается тот самый Инженерный корпус, и Михайловский замок становится отныне Инженерным.

В хорошей истории, тем более, в хорошей концептуальной истории все линии однажды сходятся в одну точку – и, в общем, так и произошло. Разумеется, столь масштабная «реновация» местности и превращение ее в «крупный транспортный узел» не могла не коснуться и мостов через Мойку. И, разумеется, новые мосты должны были быть уже металлическими, а не деревянными, как это было раньше.

Сказано – сделано. И тогда, по-прежнему под таким «общим смотрением» великого Карла Росси, за дело и берется Пьер-Доминик Базен, ставший уже одним из ведущих преподавателей Корпуса Инженеров, и заодно – на русский лад Петром Петровичем.

И вот, в середине 1820-х годов по проекту Базена и строится 1-й Инженерный мост.

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-6

Теперь, как и положено, почитаем Путеводители по Санкт-Петербургу. «Мост получил нарядную архитектурную отделку. Фасады арок украшены накладными изображениями античных щитов и шлемов. Была установлена красивая чугунная решетка, спроектированная видным архитектором того времени Л.И. Шарлеманем. Решетка состоит из коротких копий-дротиков, а столбы решетки выполнены в виде так называемых древнеримских «ликторских пучков». Схожая решетка несколькими годами ранее была установлена у Южной границы Летнего сада, а затем и на набережной левого берега Мойки...».

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-7

Настоящий «фирменный знак» 1-го Инженерного моста – конечно, его фонари. «Выполнены в виде пучков скрещенных копий, соединенных переплетающимися венками. Эта оригинальная и изящная композиция одновременно и красива, и рациональна в техническом отношении, обеспечивая прочность и устойчивость...»

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-8

А вскоре у 1-го Инженерного моста появился «младший брат», естественно, по имени 2-й Инженерный. Он был построен в 1826 году через Воскресенский канал, шедший мимо Инженерного замка. В конце XIX века сей канал был засыпан за ненадобностью, но 2-й Инженерный мост остался, и во многом благодаря красоте его сводов и оград. Так и простоял мост «сухим» до самого 300-летия Санкт-Петербурга, когда Воскресенский канал был частично восстановлен!

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-9

Ну а Пётр Петрович Базен, за строительство 1-го Инженерного моста получивший, как мы бы сейчас сказали, «прекрасную прессу и кучу лайков» – с удовольствием продолжил свою «мостовую серию». Так в 1836 году через Мойку взамен старого моста был переброшен новый каменный, названный 1-м Садовым. В своем оформлении 1-й Садовый мост «живо перекликался» и с 1-м Инженерным мостом, и с оформлением Русского музея, что еще раз свидетельствует о том, что великий Карл Росси тут явно «руку приложил»...

Но стоп. История Садовых мостов – это уже будет наша следующая история, которую мы скоро обязательно расскажем. А сейчас – закончим тем же, с чего мы начали этот рассказ. Исток Мойки – один из самых живописных видов Санкт-Петербурга, и прогулка по её набережным подарит всем гостям города массу самых ярких эмоций.

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-10

Приезжайте в Санкт-Петербург, и наш отель «Оболенский» совсем рядом, улица Пестеля, 1/12, угол с Набережной Фонтанки и прекрасный вид на 1-й Инженерный мост!

Сегодня, дорогие читатели и гости Санкт-Петербурга и нашего отеля «Оболенский», мы приглашаем вас начать путешествие по набережным Мойки.-11

На страничке «Отель Оболенский Санкт-Петербург» – интересные истории, наблюдения, лирические зарисовки и путевые заметки, и наши собственные, и гостей нашего отеля. О Санкт-Петербурге, об улицах и проспектах, о реках и каналах, о домах и мостах – и, конечно, о самых замечательных людях Питера. «Санкт-Петербургу – с любовью». Ставьте лайк, подписывайтесь – новые интереснейшие истории совсем скоро.

Отель «Оболенский» - для всех, кто приезжает в Петербург. Для кого каждая поездка – это еще и встреча с прекрасным городом и его удивительной историей, увлекательное путешествие по его прошлому и настоящему. Отель «Оболенский»: история в ультрасовременном прочтении. https://obolenskyhotel.ru/