Виктор Пелевин: гений литературы или вовсе не писатель?

126 прочитали

Кто этот загадочный писатель, который создал монументальные работы "Чапаев и Пустота", "Generation P", "Жизнь насекомых", может талантливый маркетолог с литературным талантом, а может философ, мирно бредущий к реке, нашедший способ заработать себе на жизнь. Ответ, вероятно, где-то посередине.

Кто этот загадочный писатель, который создал монументальные работы "Чапаев и Пустота", "Generation P", "Жизнь насекомых", может талантливый маркетолог с литературным талантом, а может философ, мирно

Моё знакомство с творчеством Виктора Олеговича Пелевина началось с романа «Чапаев и Пустота». Я тогда работал на вагоноремонтном заводе, только-только перевелся из электриков, кои трудятся без устали внутри пассажирских вагонов протягивая провода, в отдел технического контроля. У нас с коллегами (всего четверо) был свой закуток, в котором можно было пить чай и заниматься чтением в свободное от работы время.

Роман «Чапаев и Пустота» мне посоветовал прочесть один человек, увлекающийся книгами, как Карлоса Кастанеды, так и Джека Лондона. Я, вдохновленным его рассказом о необычности материала захотел прочесть работу этого загадочного автора, но в итоге забыл и про Чапаев и про Пустоту на несколько недель, пока эта книга не попалась мне на глаза в книжном магазинчике. В мягком, самом дешевом переплёте кстати.

Итак, я начал её читать, дома и на работе.

За окном, которого не было в моей каморке, протекал новый очередной день. На заводе всё спокойно и хорошо, абсолютная, тотальная стабильность из-за которой дни похожи на горящие спички в руках молодого смельчака на ветру.

Впитал я её очень быстро. Даже быстрее, чем хотелось бы. И вот, в день, когда корка книги закрылась, я стою на мансардном железном балкончике, на том, где располагалась моя коморочка и смотрю на участок напротив. Там десятки людей зачищают, облуживают и мотают провода, чтобы протянуть их в пассажирские вагончики, несущие миллионы людей к своим мечтам, семьям или горестям. Мне на яву видится, как энтропия превращает всё вокруг в пыль, людей и провода, не остаётся даже железа и камня, только травка, деревца и синее небо.

В тот момент осознания, я почувствовал, что мною так уважаемое собственное «я», нечто иное, как представление о своих лучших и ярких качествах, неизвестная субстанция, неизвестно где находящаяся в организме. Мне стало ясно, память моя недолговечна и то, что ощущал я в тот момент, после прочтения книги "Чапаев и Пустота" неповторимо, как будто духовный душ во время бытовой жары.

Пелевин, к слову, учился на инженера, потом даже какое-то время работал по профессии. Видимо, это наложило некий отпечаток на его подходе к написанию книг. Он, аки мистический инженер, находящийся не под юрисдикцией времени, может смотреть на выбранный им объект (существующий или нет) под десятком углов, разбирая его не только составные части, но и на причины. Немного отойдя от темы, хочу сказать: «Думаю, причины нужны не всему».

А я, после прозрения на монсардном этаже, взялся писать рассказ "Последний рабочий день", и придумал неизведанную для себя фэнтезийную вселенную. Закончил его и написал заявление на увольнение. Иронично, что рассказ так и не вышел, зато вселенная начала развиваться. Скоро вы сможете с ней познакомиться.

Кто этот загадочный писатель, который создал монументальные работы "Чапаев и Пустота", "Generation P", "Жизнь насекомых", может талантливый маркетолог с литературным талантом, а может философ, мирно-2

Идём дальше. Вы не замечали, что многие крутые фантасты просто обожают тематику насекомых? (Кстати, если вы знаете такие рассказы или романы, пишите их названия в комментариях) Вот и у Пелевина есть книга под простым и понятным названием "Жизнь насекомых". Но не обманывайтесь, истории, рассказанные в ней совсем не односложны. Мотыльки Дима и Митя, ожидающие своей погибели в зубах летучей мыши, открывают глаза на то, что каждому живому существу придётся встретиться с неизбежным и у этого неизбежного будет форма. Приведу цитату:

"А что такое летучая мышь?

— Это то, что нас сейчас будет есть, — ответил Митя, чувствуя, как от несущегося со стороны моря свиста слабеют ноги и наезжают одна на другую мысли в голове».

В этой книге можно отследить метафоричное трактование буддистской философии. Ты навозный жук, катящий перед собой шар из говна и палок, совершенно не видя куда катится твоя жизнь. Со временем, ты попадаешь внутрь этого шара, он тебя закатывает в себя. Катишься так по миру, ничего не контролирую, только роешь себе ход, пытаясь найти выход. В процессе знакомишься с другими насекомыми, которых закатал это шар, находишь разные интересные предметы. Потихонечку обживаешься. А потом, когда тебе всё-таки удаётся найти выход, ты осознаешь, что того человека, которого ты видел в себе до попадания в навозный шар, уже нет. Жизнь — это страдания, как не крути.

Но важно сказать, что при прочтении, я не чувствовал уныния и не терзал себя депрессивными мыслями о бессмысленности бытия. Сложные темы подавались с плотным юмором, от того я частенько улыбался. Хотя, история про муху Наташу, весьма и весьма печальна...

"Жизнь насекомых" Пелевин научил наделять существ, людей и предметы, их личными историями и характерами. Достаточно опуститься по ниже к земле и посмотреть, что там делают эти загадочные насекомые, куда несут муравьи составные части стрекозы. Ну кто может сказать, что намедни у них не случилась драма масштаба "Великого Гэтсби»?!

Кто этот загадочный писатель, который создал монументальные работы "Чапаев и Пустота", "Generation P", "Жизнь насекомых", может талантливый маркетолог с литературным талантом, а может философ, мирно-3

Ну и давайте, напоследок возьмём его самый нашумевший роман "Generation P".

Маркетинг — это сила, способная сметать всё на своём пути. Например, как вам мысль, что политиков на самом деле не существует, а их образы создаются маркетологами и актёрами. На самом деле людьми управляют тайные культы, которые изучили механики рекламы и успешно ими пользуются исключительно в корыстных целях. Нужно понимать, что, расставив слова определённым образом, можно залезть в голову человеку и там навести свои порядки, заставив его покорно подчиняться и платить всем, что у него есть, включая жизнью. Для каждой группы людей, есть кодовые словосочетания, например для "братков" это: "Солидный Господь, для солидных господ".

И тут я понял, если тебе нужна популярность, пойми, что людям нужно чувство причастности. Дай им его, и ты будешь избранным для какого-то количества человек на какой-то период времени.

В итоге, я обдумал мистический образ самого Пелевина, наверное, все в курсе, что уже на раннем этапе карьеры, он пропал из медиапространства, и понял, Пелевин не просто не даёт интервью, его не существует вовсе, и тем не менее, он всё видит и даёт в своих книгах обратную связь. Меня поразило, что имея возможность купаться в лучах славы, он выбрал тайную жизнь, где никто ничего о нём не знает. Пелевин стал частью своих воображаемых миров, где любой человек, предмет или явление, может оказаться иллюзией.

Я понял, что, когда творишь искусство, а не просто контент, важно наделить его энергией, тогда есть шанс познать необъятность вечности и завладеть тайной "вечного кайфа".

Всем добра, странники пустоты!

Кто этот загадочный писатель, который создал монументальные работы "Чапаев и Пустота", "Generation P", "Жизнь насекомых", может талантливый маркетолог с литературным талантом, а может философ, мирно-4