Найти в Дзене
TECHNOmagazine Дайджест

Основные сведения о грузовике IFA W50: описание, характеристики

Марки немецких грузовиков, особенно Mercedes Benz, MAN – знают многие. Но это всё продукт западной Германии. Однако после победы в 1945 году восточная часть немецкой территории находилась под контролем СССР и в 1949 году там была создана Германская демократическая республика – ГДР. Именно оттуда в Советский Союз поступали средне тоннажные грузовики W 50, которые окрестили ИФА. История создания IFA 50 Почему окрестили? Всё просто: IFA – это не марка машины или завод производитель. Аббревиатура означает Industrieverband Fahrzeugbau или Индустриальная ассоциация автомобилестроителей ГДР. Под её эгидой и производился грузовик IFA W 50L (как и почти все автомобили и мотоциклы Восточной Германии). Буква W обозначает город Вердау. Именно там располагался инженерный корпус проектировщиков машины. Цифра 50 указывает на грузоподъёмность автомобиля в центнерах, т.е. 5 тонн. А вот L – говорит о месте производства грузовиков, городе Ludwigsfelde (Людвигсфельд). Это интересно: Производителем грузово
Оглавление

Марки немецких грузовиков, особенно Mercedes Benz, MAN – знают многие. Но это всё продукт западной Германии. Однако после победы в 1945 году восточная часть немецкой территории находилась под контролем СССР и в 1949 году там была создана Германская демократическая республика – ГДР. Именно оттуда в Советский Союз поступали средне тоннажные грузовики W 50, которые окрестили ИФА.

История создания IFA 50

Бортовой грузовик IFA W50L
Бортовой грузовик IFA W50L

Почему окрестили? Всё просто: IFA – это не марка машины или завод производитель. Аббревиатура означает Industrieverband Fahrzeugbau или Индустриальная ассоциация автомобилестроителей ГДР. Под её эгидой и производился грузовик IFA W 50L (как и почти все автомобили и мотоциклы Восточной Германии).

Буква W обозначает город Вердау. Именно там располагался инженерный корпус проектировщиков машины. Цифра 50 указывает на грузоподъёмность автомобиля в центнерах, т.е. 5 тонн. А вот L – говорит о месте производства грузовиков, городе Ludwigsfelde (Людвигсфельд).

Это интересно: Производителем грузового автомобиля IFA W 50L является завод VEB Industrie Werke Ludwigsfelde – Народное предприятие Автомобильный завод Людвигсфельд. Эта производственная площадка была создана в 1936 году компанией Daimler Benz и в 1991 году, после объединения Германии, вновь вернулась своему первому владельцу.

В начале 60-х годов прошлого столетия инженеры автозавода «Эрнст Грубе» в Вердау спроектировали среднетоннажный грузовик W45. Испытания машина проходила в Национальной народной армии ГДР. Перспективная модель получила одобрение военных, но требовала некоторых доработок. В результате получился пятитонный грузовик W50, первый образец которого был готов в июле 1962 года. Конвейерное производство машины стартовало на заводе в Людвигсфельде 1 июня 1965 г.

Спустя двадцать лет появилась модернизированная модель W 60. Она была призвана заменить пятитонный грузовик, который за внешний вид в России ласково прозвали Элли. Однако из-за политических событий запустить массовое производство новинки не успели. Вернув производство назад, концерн Daimler начал выпуск на заводе своей продукции.

Область применения немецких грузовиков

Самосвал IFA W50 с боковой разгрузкой
Самосвал IFA W50 с боковой разгрузкой

Конструкция грузовика IFA W50 получилась простой и надёжной. Эксплуатационные характеристики для того времени впечатляли. Автомобиль стал востребованным почти во всех сферах народного хозяйства.

Тягачи и самосвалы IFA были основным звеном в цепочке транспортных связей между предприятиями строительной отрасли, промышленного производства. Машины осуществляли поставки строительных материалов, оборудования, товаров народного потребления.

В сельском хозяйстве грузовики перевозили урожай, транспортировали на поля удобрения, доставляли колхозников к месту работы.

Грузовые машины IFA широко применялась в жилищно-коммунальном секторе. На основе базовой модели выпускались автокраны, мастерские, ассенизаторские машины. Среди автомобилей специального назначения можно выделить топливозаправщики, пожарные автомобили, грузовики с рефрижераторными и изотермическими фургонами.

Основные модификации

Самосвал IFA W50LA с трёхсторонней разгрузкой
Самосвал IFA W50LA с трёхсторонней разгрузкой

Основными модификациями IFA W50L были бортовой грузовик и самосвал. Они проектировались практически одновременно. Машина, к названию которой добавился индекс /K, оснащалась кузовом, который можно было опрокидывать на три стороны.

Выпускались и полноприводные машин с колёсной формулой 4×4. Отличить их можно было по литере А в названии. Всего было создано почти 40 версий грузовика.

Различия идентифицировались конечной буквой (буквами) в названии:

  1. W50LA – грузовик с приводом на все колёса;
  2. /Sp – машина с удлинённой базой 3,7 м;
  3. /S – седельный тягач, рассчитанный на работу с полуприцепами грузоподъёмностью до 14 т;
  4. /IKB – изотермический фургон для перевозки незамороженных продуктов;
  5. /ADK70 – автокран с допустимой грузоподъёмностью 10 т;
  6. /BT – с двухрядной кабиной;
  7. /KM-2301 – подметально-уборочная машина.

Технические характеристики

Бортовой IFA W50L
Бортовой IFA W50L

Для своих современников грузовик W 50 был отличным грузовиком. Кабина отличалась хорошей обзорностью за счёт панорамного остекления и отсутствие капота. К тому же она была просторной и комфортной.

Что касается технических характеристик грузового автомобиля IFA W50, то дорожный просвет составляет 300 мм. Вместительный кузов 4,5х2,2 метра, грузоподъёмность автомобиля 5 200 кг. Ширина грузовой машины 2,5 метра, а высота чуть больше – 2,6 м. Длина немецкого грузовика составляет 6,53 метра.

Первоначально на IFA W50L устанавливали 4-цилиндровый двигатель EM 422/90 мощностью 110 л. с. Однако в 1967 году мотор поменяли на дизель 4VD 14,5/121SRW объёмом 6,56 л. Это повысило мощность до 125 л.с. при 2300 об/мин. При прогреве или работе на малых оборотах два цилиндра отключались, экономя топливо. Это позволяло проезжать на грузовике более 550 км без дозаправки. Ведь расход составляет 17 л на 100 км, а объём топливного бака – 100 л.

Запуск мотора осуществлялся мощным стартером на 24 В, который получал питание от двух аккумуляторов, размещённых за водительским креслом. Задние и передние тормоза управлялись независимыми гидроприводами. Усилие на тормозную педаль компенсировалось пневмоусилителем. Стояночный тормоз блокировал задние колёса.

Механическая пятиступенчатая коробка переключения передач крепилась на раме отдельно от двигателя, а крутящий момент передавался через небольшой кардан. Это позволяло в случае необходимости вытягивать двигатель вперёд, сняв радиаторную решётку.

Все передние скорости, кроме первой, имели синхронизаторы. Валы – первичный и вторичный – компоновались в горизонтальной плоскости на четырёх опорах. Главная передача сделана двойной. Крутящий момент на колёса передавался через короткие полуоси и бортовые редукторы. Отдельные модификации грузовиков оснащались блокируемым межколёсным дифференциалом.

Подвеска мостов – зависимая, рессорная. Впереди дополнительно устанавливались телескопические амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости.

Несмотря на присутствие в кабине двигательного кожуха, салон можно признать удобным. Все органы управления находятся под рукой. Водительское кресло подрессорено. Имеются две печки для обогрева пассажира и шофёра зимой.

Достоинства и недостатки IFA W-50

Грузовики IFA W50 с сельхоз кузовом
Грузовики IFA W50 с сельхоз кузовом

Главное достоинство грузовика – это, прежде всего, дизельный двигатель. Агрегат спроектирован по схеме непосредственного впрыска горючего в камеру сгорания. Такой способ даёт рост мощности в сочетании с экономичностью. При этом, правда, отмечается жёсткая работа двигателя и повышенная вибрация.

При езде в горах или по скользкой дороге водители использовали «горный тормоз». Рядом с педалью газа конструкторы установили специальный рычажок управления. Механизм поднимал заслонку между глушителем и выпускным коллектором, закрывая путь выхлопным газам. Это позволяло автомобилю тормозиться двигателем.

Среди других решений стоит отметить два независимых тормозных контура на задние и передние колёса. При отказе одного из них остановку машины осуществлял другой. Это повышало безопасность при эксплуатации автомобиля.

Учитывая, что кабина IFA W50L не поднималась, ремонт и обслуживание двигателя проводился внутри кабины в стеснённом пространстве. Тем не менее, двигатель можно было вытащить вперёд, сняв щит радиаторной решётки. Раздельная компоновка двигателя и коробки существенно облегчала процедуру вытаскивания силовой установки.

Отзывы владельцев

IFA W50 лесовоз. Архивное фото
IFA W50 лесовоз. Архивное фото

Водители со стажем, поработавшим на разных марках грузовиков, считают кабину немецкого производителя комфортабельнее, чем у отечественных машин, а расположение органов управления удобнее. Также отмечается высокая надёжность и ремонтопригодность IFA W50. Рассказывают о случае, когда в полевых условиях заменили сцепление за 40 минут.

Несмотря на солидный возраст, некоторые машины до сих пор работают на просторах бывшего СССР. И хотя родные детали уже не найти, подыскать адекватную замену, которая будет подходить вместо сломанного узла вполне возможно. Поэтому нынешние владельцы IFA W50L не спешат с ними расставаться. Причём используют их в работе, а не как ретро-автомобили.