Не хватает денег: ошибки при ведении бюджета и ценные привычки

1,1K прочитали
Эти знания не просто так приходят к человеку. Обычно они выстраданы и являются горькими выводами. Нормальное ведение бюджета личного или семейного — это не то, что нам преподают в школе, к сожалению.

Эти знания не просто так приходят к человеку. Обычно они выстраданы и являются горькими выводами. Нормальное ведение бюджета личного или семейного — это не то, что нам преподают в школе, к сожалению. Поэтому сейчас мы встречаем огромное количество людей, которые жалуются, что им постоянно НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ. Причем, это может присутствовать как при низких доходах, так и при вполне нормальных. Проблема нехватки финансов довольно острая, потому, что заставляет нас страдать и лишать себя множества радостей и всевозможных благ этой жизни.

Проблема нехватки средств и с чего начать

  • Наши деньги, заработанные напряженным трудом, сливаются в черную пропасть, нам неведомую, если мы неправильно ведем бюджет. Мы злимся, что не удается на что-то накопить, позволить себе что-то купить или оплатить. Но все так и останется, если не привести в порядок расходы.
  • Казалось бы, чтобы было денег побольше — надо доход наращивать. Но, такой рост часто недоступен человеку, ведь он не может мгновенно вырасти в карьере или мигом вырастить бизнес с нуля, не всегда имеет возможность и силы изматывать себя на трех работах.
  • В действительности нужно начинать с контроля и уменьшения именно РАСХОДОВ. А это возможно только тогда, когда расходы тщательно мониторятся. Фишка в том, что всегда есть на чем сэкономить. Это не значит лишать себя всего-всего. Это значит, что мы покупаем КУЧУ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ. А человеку, если подумать, так мало всего нужно для жизни.

ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЕДЕНИИ БЮДЖЕТА СЕМЬИ ИЛИ ЛИЧНОГО БЮДЖЕТА

Доходы и расходы: НЕТОЧНАЯ оценка (главное упущение в финансах)

Записав на бумаге все доходы и расходы, мы можем увидеть оставшуюся, так сказать, дельту. Теоретически все может выглядеть довольно красиво. А на деле у человека может быть другая картина — вообще нет свободных средств, которые можно успешно отложить или потратить на различные "хотелки". То есть табличка и факт — разные вещи, получается. Это странно, но такое встречается сплошь и рядом. И даже может быть у вас.

Чтобы не было по плану ОДНО, а по факту ДРУГОЕ, необходимо смотреть именно на факты — сколько пришло, сколько ушло и на что ушло. Только работая с реальными цифрами удастся увидеть в голове картину — как все обстоит с расходами. Причем, важно учитывать не только реальные поступления денег и все статьи расходов, а еще и затраты на СПОНТАННЫЕ ПОКУПКИ, которые мы совершаем незапланированно, на эмоциях — иногда это огромные деньги.

Расходы: неправильные ПРИОРИТЕТЫ (огромная ошибка)

Приоритеты могут вообще отсутствовать. Но плыть по течению неверно.

Всегда в жизни человека есть что-то более значимое, а что-то менее. Затраты должны учитываться четко, в цифрах. Не "какой-то расход", а конкретно сумма. Не "на что-то потрачено", а КУДА конкретно потрачено.

Грамотное распределение денег и запись точных показателей — это поможет эффективно расставить приоритеты в бюджете. Лучше настраиваться на большие денежные цели. Крупные вложения — это всегда что-то стоящее, что-то знаковое, что-то статусное, какие-то масштабные изменения в жизни.

Важно загадывать не на один день вперед, а СМОТРЕТЬ ШИРЕ.

  • Какие цели есть на текущий месяц? Какие цели поставили на этот год?
  • Сколько необходимо заработать, то есть положить в бюджет?
  • И сколько планируется потратить на разные нужды?

Везде конкретика.

Также никто не запрещает ставить цели на пять лет вперед или на три года вперед.

Если правильно расставлены приоритеты, человек точно знает, есть ли у него какие-то резервы или их вообще нет. Когда есть понимание, что важно, а что нет, вы осознаете, доступны ли вам спонтанные покупки на эмоциях. Если выяснили, что спонтанные покупки недоступны, просто НЕ ХОДИТЕ в те места, где есть риск потратить лишнее. При грамотно расставленных приоритетах, можно сразу понять, где можно план подправить, а где надо оставить так как заложено изначально.

Хочется потратить на что-то деньги? Вы должны четко знать, имеются ли у вас ресурсы на такое. Есть ли свободные средства? Когда денег нет, то придется себе отказать, ведь статей расходов несколько и при неожиданных незапланированных тратах будут страдать, ПРОСЕДАТЬ другие сферы.

Если в голове есть приоритеты — то, что вам важно, и поведение будет выстраиваться исходя из этого. В таком случае вы будете принимать верные решения и в бюджете все будет стройно.

Когда хронически не хватает денег — что-то не так в планировании. Возможно, вы выбрали стратегию, подходящую больше для высоких доходов и вам нужна более скромная система.

Почему приходится во всем себе отказывать на постоянной основе? Почему необходимо каждую копейку считать? Если ты вначале планирования, то да, придется учитывать каждую пришедшую копеечку, а главное, каждую ушедшую копеечку. Необходимо, ради ясности бюджета и собственного благополучия, максимально обострить свое внимание. Отказать себе в какой-то не очень существенной мелочи или купить аналог подешевле, потом повторить это с другими тратами. И так постоянно, в результате в конце периода набежит ощутимая сумма с этих манипуляций.

Ну, например, перестав покупать кофе в аппарате или в кафе, можно хорошо сэкономить. Можно не вестись на сиюминутные желания, а попить кофе дома, из кофемашины или сварить самому. Это один пример, а вот таких мелких НЕНУЖНЫХ ТРАТ — огромное количество, каждый день. Даже у малообеспеченных. Они поэтому и малообеспеченные.

Приоритеты должны быть расставлены правильно, так как если их вообще нет или они искажены, деньги будут уходить "не туда".

Например, бросив пить алкоголь и курить, человек замечает, что у него высвобождаются средства и он уже может их направить на что-то, чего ему не хватало или просто отложить и копилка будет толстеть.

Если задуматься, мы делаем массу сиюминутных вложений во всякие мелочи. Перекусить пирожком, купить вкусняшек и чипсов, журнал, жвачку, бутылку газировки... Хотя в моменте кажется, все нормально, ведь это стоит копейки. У каждого эти бессмысленные траты — свои. И, когда посчитаете, СКОЛЬКО НА НИХ СЛИВАЕТЕ, очень удивитесь. Начав все это отслеживать и запрещать себе слепо растрачивать деньги, которые и так в дефиците, вы можете собрать финансы на важные, крупные приобретения.

Разложить деньги в 5 КОНВЕРТОВ

Методика, где фигурируют пять конвертов, активно обсуждается во все времена. И в ней что-то есть. Интересные подход. Суть простая: обозначить пять статей, куда вы будете расходовать деньги, далее взять пять коробочек, конвертиков, мешочков, кармашков, ящичков или чего-то другого, и заложить в каждый определенную сумму, которой должно хватить на главные сферы вашей жизни.

Названия конвертов у разных людей и разных семей могут различаться. Например такие:

  1. "расходы на квартиру",
  2. "расходы на еду",
  3. "инвестирование",
  4. "подарки",
  5. "деньги на уход за внешностью".

Если в приоритете здоровье и планируются вложения в эту сферу, то пусть один из конвертов будет носить название "здоровье" и деньги из него будут идти на лекарства и оздоровительные процедуры.

В каждом мешочке или ковертике пусть лежит определенная сумма, которую вы должны тратить именно на то, на что планировалось.

Чтобы упростить себе задачу и не иметь дела с наличными деньгами, можно разделять расходы при помощи ПРИЛОЖЕНИЯ на телефоне. Сделали покупку — вычли сумму. Получили деньги - отложили и/или записали в определенную статью расходов.

При подходе с пятью конвертами бюджет будет максимально структурирован и прозрачен. Вы будете четко видеть, как расходуются средства, а главное, наконец, начнете четко понимать, на что и сколько вы тратите. А если в каком-то конвертике заканчиваются деньги, вы сможете его пополнить, взяв из другого конверта — из того, где образовались некие излишки.

Забирая деньги из определенного конверта, вы будете осознавать, что данная статья расходов может просесть и придется лишить себя чего-либо из этой области. ЧТО ГЛАВНЕЕ — определитесь на месте.

"5 КОНВЕРТОВ" — отличная, наглядная методика. Очень простая и доступная. Будет видно все: динамика расходования и куда больше всего уходит денег.

КАК вы контролируете доходы и расходы: возможно ваш подход скучный, непонятный, неэффективный

Если тупо СОБИРАТЬ ЧЕКИ — это ни к чему хорошему не придет. Вы просто устанете это делать и возникнет отвращение к контролю расходования средств. Складывать чеки — это не только дико скучно, но и не дает никакого понимания картины ваших расходов. Невозможно цели поставить. Это надоедает и неудобно, и точка. Да и сейчас чеки собирать вовсе не обязательно. Если платишь везде и всегда с одной карты, то в приложении видно все расходы. Их дату, время и название магазина. А еще можно посмотреть историю и аналитику: куда, на какую категорию уходили средства.

Тут тоже стоит упомянуть приложение. Мы же все равно подолгу любим сидеть в телефоне. Так лучше сидеть в нем с пользой. В приложениях для телефона можно фиксировать расходы, распределять их по категориям и это очень удобно, лучше, чем держать все в голове или собирать чеки.

Зачем контролировать расходы: отсутствует МОТИВАЦИЯ

Если расходы не контролируются, значит, нет значимого повода для этого. В голове должно быть веское "ЗАЧЕМ?". Откуда берется мотивация? Она разгорается из:

  • негодования человека,
  • чувства несправедливости,
  • из ощущения "я не живу жизнью своей мечты",
  • "я не на своем месте",
  • "я достоин лучшего",
  • и "все должно быть по-другому".

Откуда берется пассивность и отсутствие мотивации?

  • Все плохо, но человека и так все устраивает.

Мотивация появляется, когда мы яростно желаем ВЫРВАТЬСЯ из-за черты бедности или прекратить так называемые крысиные бега. Звучит, конечно, неприятно, эта фразочка. Дико заряжает желание сформировать приличный капитал, найти новые источники доходов. Таким образом, человек осознает, что неотъемлемый шаг к своим зажигательным ЦЕЛЯМ — это контроль бюджета — отслеживание сколько и откуда пришло, сколько и куда ушло, планирование расходов заранее, исходя из доходов.

Осознание важности контроля бюджета — единственный путь к тому, чтобы захотеть чего-то там старательно высчитывать и планировать напотом. Но есть и другой вариант: жить по-старому, если все устраивает.

От тех, у кого не получилось взять свою бюджет под контроль можно услышать жалобы на то, что ничего не поддается контролю. Уже пробовали, уже считали, уже собирали чеки. Но не получается ЗАКРЕПИТЬ ПРИВЫЧКУ следить за бюджетом и смотреть вперед, так как человек по какой-то причине СРЫВАЕТСЯ. Видимо, из-за особенностей самодисциплины. А когда был хотя бы один срыв, пропадает ВЕРА в то, что из этого дела что-то получится. Мозг не верит больше в успех. И не хочет новых попыток.

  • Важно понять, что откаты могут быть в ЛЮБОЙ затее. Будь то решение похудеть и заниматься спортом или решение сделать ведение бюджета нормой жизни.
  • Почему мы срываемся? Внутри у нас есть какая-то часть нашей личности, особая программа в подсознании, которая будет сопротивляться росту, ведь РОСТ, за счет ошибок и напряжения, бывает связан с определенным дискомфортом.

Наше подсознание борется с нашей рациональной частью, пытаясь вернуть нас туда, где все спокойно, стабильно, и в то же время нет развития. Бездействие, сидение в болоте — ни к чему не приводит, все остается на своих местах. Поэтому нужно быть сильнее своего внутреннего критика, который тянет вас назад.

Главная задача — подольше задержаться в желаемом состоянии, то есть исправно вести бюджет, прикладывать старание, включать дисциплину, по-всякому себя мотивировать и подогревать свой интерес.

То, что человек делает с удовольствием, с заинтересованностью - он делает, непременно, хорошо.

А если случаются срывы —

  • делать новые, новые попытки;
  • менять подходы.

Тогда все будет хорошо и железная привычка вести бюджет закрепится.

Мы бросаем вести бюджет или ведем его неэффективно, так как у нас пропадает мотивация, а значит, нужно время от времени себе напоминать, ДЛЯ ЧЕГО мы все это затеяли. РАДИ ЧЕГО?

Человек с хорошим уровнем финансовой грамотности непременно должен уметь корректно вести бюджет. Без этого никуда. ПЛАНИРОВАНИЕ — основа всего. Основа успеха. Та база, на которой можно вырасти в деньгах в разы. Именно поэтому всегда должны быть перед глазами доходы и расходы, их четкая детализация.

При контроле доходов и расходов раскроется множество всего интересного:

  • слепые дыры, в которые бессмысленно сливается бюджет;
  • неожиданные и очень мощные точки роста;
  • конкретные причины отсутствия роста вашего финансового благосостояния.

Есть что добавить? Пожалуйста, оставьте комментарий!