1,7K подписчиков

Ключевые знаки в тональностях: как их понять и запомнить?

4,4K прочитали

В музыке существует 30 тональностей:

  • 14 диезных;
  • 14 бемольных;
  • 2 без знаков.

Как разобраться в таком количестве тональностей, а тем более выучить, какие в них знаки?

В музыке существует 30 тональностей: Как разобраться в таком количестве тональностей, а тем более выучить, какие в них знаки?

Кварто-квинтовый круг

К счастью, тональности располагаются не беспорядочно, а складываются в определенную систему — кварто-квинтовый круг. Понимание кварто-квинтового круга позволяет легко запомнить тональности и количество знаков в каждой из них.

Свое название кварто-квинтовый круг получил от названия интервалов кварты и квинты, так как каждая новая тональность отстоит от предыдущей на расстоянии чистой квинты (3.5 тона) вверх и чистой квинты вниз (или кварты вверх — 2.5 тона). Иногда его называются квинтовым кругом.

В музыке существует 30 тональностей: Как разобраться в таком количестве тональностей, а тем более выучить, какие в них знаки?-2

Разберем подробнее появление новых тональностей

Все тональности располагаются парами (мажор и параллельный ему минор).
Параллельные тональности — это две тональности (мажор и минор), которые имеют одинаковый звукоряд, одинаковые ключевые знаки, но разные тоники и разные устойчивые и неустойчивые звуки. Параллельный минор строится на VI ступени мажора, а параллельный мажор — на III ступени минора. Например, тональности до мажор и ля минор — параллельные. У них одинаковый звукоряд, но разные тоники (до и ля).

В вершине квинтового круга находятся тональности без знаков (до мажор и ля минор). По часовой стрелке появляются диезные тональности. Каждая новая тональность находится на расстоянии квинты вверх. С каждой парой тональностей добавляется один ключевой знак.

Против часовой стрелки на расстоянии квинты вниз прибавляются бемольные тональности.

У тональностей с большим количеством знаков (в нижней части круга) происходят пересечения. Так как черные клавиши могут называться по-разному (например, фа диез и соль бемоль), то и тональности с одинаковыми звуками могут быть разными (например, фа диез мажор и соль бемоль мажор). Если гаммы этих тональностей сыграть на фортепиано, звучать они будут одинаково, но будут иметь разное написание.

Такие тональности называются «энгармонически равные тональности». У них одинаковое звучание, одинаковое ладовое наклонение (мажор или минор), расположение на одной высоте, но разные тоники и различное написание звуков.

Ключевые знаки

В каждой тональности свои ключевые знаки, которые в нотах указаны в самом начале произведения после ключа. Ключевые знаки нужно выучить, как таблицу умножения.

В каждой новой тональности ключевые знаки добавляются в определенной последовательности. И записываются каждый строго на своем месте.

Чтобы запомнить порядок появления знаков, нужно выучить два стишка: один для диезов, другой — в противоположном порядке — для бемолей.

  • Диезный стишок: фа — до — соль — ре — ля — ми — си
  • Бемольный стишок: си — ми — ля — ре — соль — до — фа
В музыке существует 30 тональностей: Как разобраться в таком количестве тональностей, а тем более выучить, какие в них знаки?-3

Когда вы усвоите логику кварто-квинтового круга, тональности и знаки станут такими же понятными, как таблица умножения. Останется их только выучить!

Автор: Валерия Гальченко
Преподаватель сольфеджио и фортепиано
«Музыкальная онлайн-школа Валерии Гальченко»

#музклассы_образование #музклассы_шпаргалки #музклассы