Почитал статью и осознал что крутая психолог, сама Юлия Рябчикова, шарит за буллинг не больше чем я за органную музыку. Поэтому решил написать свой вариант, по крайней мере для учителей. Основано на личном опыте и годах практики. Что такое буллинг? Буллинг это бессмысленное заимствование, полностью заменяемое по смыслу простым словом "травля". А травля это систематическое (!) физическое или психологическое унижение одного ученика или учеников, другим учеником или учениками. Итак, как же должен реагировать учитель на травлю? 1. Учитель- предметник должен реагировать на травлю единственным образом- сообщением об этом классному руководителю. Ибо ни к чему хорошему разборки на основании какой то одной ситуации, возникшей на уроке, не приведут. 2. Классный руководитель, перед тем как решать вопрос с травлей, должен провести работу с классом. Узнать кто, кого, за что, как. Причем с разных сторон, от разных людей. 3. Приступить к работе по подавлению конфликта. Обязательно адресно. Нет ни малейшего смысла критиковать весь класс сразу (как советует чудо- психолог). Всем сразу можно донести какую то информацию, но не критику. 4. Для начала нужно осознать причину травли и роль действующих лиц. Травить могут для того чтоб подчеркнуть собственную значимость и исключительность, особенно девочки (Маринка, корова тупая, в джинсы не влазит, не то что я!). Или для того чтоб продемонстрировать свои силу и власть, особенно мальчики (Сышь, дрыщ, метнулся в столовку за булочкой, рысью!) 5. Немаловажно и кто является жертвой. Реже всего, я бы сказал почти никогда, жертвой является уверенный в себе, психологически здоровый человек. Это самый простой вариант. Очень часто жертвы это безвольные, неспособные дать даже словесный отпор дети, которым родители не привили самостоятельность. Но даже это самый печальный вариант. Ибо два самых печальных варианта- мазохист и идиот. Мазохист это тот кому нравится быть жертвой, нравится чтоб его жалели, за него заступались, ругали кого нибудь из за него. Даже если оградить мазохиста от его угнетателей- с большой степенью вероятности он сам к ним побежит или будет провоцировать новых. Идиот это человек который просто постоянно исполняет какую то дичь, за которую соответственно получает реакцию. В этом случае речь скорее идёт не о какой то межличностной травле, а о реакции всего класса в виде насмешек и пренебрежения. 6. При работе с тем КТО травит, обязательно нужно делать акцент на том что учитель не защищает кого то конкретно. Потому что тот кто нуждается в защите- слабый, а слабых- травят. Тем самым вместо подавления травли вы возможно только ее усилите, пусть она и будет иметь скрытый характер. Учитель- защищает порядок в классе ("Мама не закон- я закон! (С)) Не говорите "Не издевайся над Васей, ему же обидно! " говори "Ты что себе позволяешь в моем классе?! Решил что можешь задевать МОИХ учеников? ". 7. Обидчику необходимо показать пагубность такого поведения. Но не надо использовать тупых фраз типа "Это же плохо" "Ты- лицо твоих родителей" "А если бы он виском об парту ударился?! ". Помните что у подростков как правило беды с эмпатией. Вместо этого давите на больное. Девочка решила самоутвердиться за счёт другой? "Ты думаешь это красиво? Мерзкий поступок. Ты действительно думаешь что настолько ничего из себя не представляешь что тебе нужно сравнивать себя с кем то? Выглядит просто жалко". Мальчик решил показать что он тут самый альфа? "Вася? Слушал о твоей громкой победе. Настоящий мужик. Поиздевался над Петей. А чего не над Сашей? Или ты избегаешь тех у кого разряд по боксу? Ведь так себя ведут настоящие мужики, да? " Естественно что нужно наказать обидчика. Но опять же, это ни в коем случае не должно выглядеть как: "Ты обидел Петю, а я обижу тебя". Нет, вы должны наказывать за нарушение порядка и только так. Так же естественно что нужно смотреть на глубину косяка. Если дело дошло до избиений, порчи дорогого имущества, жёсткого унижения- завуч по воспитательной работе, вызов родителей, ПДН. Если же это менее страшные грехи типа ругательств, мелкого пакостничества, типа сломанного карандаша или испорченной тетради, несильного физического воздействия- можно обойтись более локальным наказанием. 9. При работе с тем КОГО травят (а она обязательна) нужно показать жертве выходы из ситуации. (Идиот и мазохист- сразу к психологу). Сразу надо уточнить, что классный руководитель это не психолог, он не может обучить слабовольного ребенка давать отпор, поэтому тупые фразы типа "Они тебе сказали- и ты им скажи! " "Они тебе слово- ты им два! " помогут чуть меньше чем никак. Вариантов выхода, так чтоб не менять мировоззрение и характер самого ребенка всего два. Либо вы должны предложить ему сразу же сообщать об этом вам или родителям (ооо, только не делайте этого с мазохистами), либо вы должны предложить ребенку тупо, но стойко, игнорировать травлю. 10. Работа с классом. Да, ведь вы не должны забывать что вы классный руководитель и должны воздействовать на весь класс. И тут главное показать что отсидеться не сможет никто. Причастны все. Мысль должна быть примерно такой: "Такого то числа классе произошел такой то инцидент. Это недопустимо. И впредь такого не произойдет. А для того чтоб все осознали глубину своего падения как коллектива, мы дружно подготовим рефераты, от руки, с иллюстрациями. И представим их на внеплановом классном часу после уроков. Естественно, на оценку" Как то в общих чертах так. Естественно что есть ещё кучу нюансов и необычных ситуаций, но я постарался дать общие рекомендации. Так же отмечу что не затронул вопрос работы с родителями, потому что пост стал бы вдвое больше, а мне лень)