Найти тему

Жестокая книга о взрослении и "чудовищах": "Миндаль", Сон Вон Пхён

"Миндаль" Сон Вон Пхён - ещё один роман, который точно войдет в мой список лучших книг из прочитанных в этом году. Это роман о взрослении, но не такой, как мы привыкли. Здесь героям уже по семнадцать лет, они как раз выбирают свой путь. Только выбор у них как бы и не выбор вовсе, потому что повешено клеймо. Но они разные. И если один решает соответствовать ярлыку отброса и отморозка, чудовища, то другой не будет мириться с этим. И друга не бросит.

Друга ли? Всё же да, чем нет. Дело в том, что дороги судеб привели на один перекресток двух абсолютно разных людей. Разных, но с одинаковым приговором - фрики.

Юн Дже и Ли Су. Первый - "монстр" по рождению, маленькие миндалины его мозга, отвечающие за чувства, не развились, поэтому он не испытывает эмоций. Он ничего не чувствует, даже страха и душевной боли, даже в тот момент, когда у него на глазах свихнувшийся псих убивает его бабушку, а маму калечит так, что она впадает в кому, превратившись в "овощ".
Второй же переполнен эмоциями, но их выплеск идёт через агрессию, потому что его так научила жизнь. Когда Ли Су был маленьким, гуляя с мамой, которая наконец-то выкроила время на сына в своем бесконечно занятом графике, он потерялся в парке. Его искали долго, но ни полиция, ни другие поиски результатов не принесли. Прошло тринадцать лет, когда у профессора в доме раздался звонок и ему сообщили, что нашли юношу, похожего на смоделированный портрет его сына. Это оказался он. Да вот только за прошедшие тринадцать лет мальчик успел пройти жесткую школу жизни: приют, приемную семья и отказ от принятого ребенка, когда родился свой, снова приют, дальше колонию для несовершеннолетних. Не такого сына хотел уважаемый профессор. Поэтому, когда его жена, не справившись с болезнью, умирала, он позвал Юн Дже, чтобы попрощаться с ней за сына.

-2

Что двигало отцом? Юн Дже похож внешне на Ли Су и не испытывает эмоций, значит сможет сыграть свою роль. А жена на смертном одре испытает наконец счастье от того, что сын нашелся и не разочаруется в нём, так как это ничего не чувствующее "чудовище" точно не выкинет никакого фокуса. Ли Су узнает об этом. А потом парни парни оказываются в одном классе, где Ли Су начинает мстить. Только вот он не может добиться от Юн Дже того, что хочет - тот не реагирует. А физическая боль - не то, что может сломать этого "монстра". Эмоциональное "чудовище" отступает от бесчувственного, но с того момента начинается их странное общение, которое перерастает в не менее странную дружбу.

Дальше случается множество событий, что меняет жизнь юношей. Один сопротивляется ярлыку и постепенно меняется. А там приходит и любовь, которая будто пробуждает Юн Дже. На Ли Су же вешают обвинение в краже, которую он не совершал, и тогда он решает соответствовать тому, что они нём говорят. Не зря существует поговорка "назови человека свиньей сто раз, он и захрюкает". А учитывая взрывной характер и чувствительность Ли Су, можно было легко спрогнозировать, что он будет действовать назло. Чудовище так чудовище. И пусть это из "оперы" "Назло маме отморожу уши", но уж такой он. Но один человек точно знал, что за этой грубостью, постоянной руганью, вызывающим поведением, напускной жестокостью скрывается чуткая натура и доброе сердце. Чудик идёт спасать чудика. Туда, куда лучше не соваться. Туда, где воротит свои грязные делишки банда, собранная одним прекрасным на вид, но чудовищным внутри человеком. Вот он - монстр настоящий. Плата за спасение будет очень высокой.

Скриншот из примечаний в электронной
Скриншот из примечаний в электронной

Почему на помощь не пришли взрослые? Почему отец предпочел отказаться от попыток спасти сына и объясниться с ним? Почему отвернулись одноклассники? Почему один из них решил подставить? На последний вопрос ответ есть - ради прикола, а заодно проверить то, что в проверке не нуждается: всё повесят на того, у кого уже есть незримое клеймо. А на другие вопросы можно порассуждать, но не хочется, потому что причины тоже вполне понятны и банальны - его уже не спасти. Зачем тратить усилия и пытаться залечить гниющее деревце, когда полно здоровых? И только один "монстр" верит в "монстра" другого.

Мне больше было интересно то, как раскрывался вопрос, так кто же страшнее - человек без эмоций или человек переполненный ими? Человек, напрочь лишенный эмпатии, или человек, очень сильно чувствующий и защищающийся от своей чувствительности стеной жестокости и насмешки? У первого была бабушка и мама, которые пусть не через чувства, но через разум привили ему важные моральные качества. И пусть это было не от души или сочувствия, но он знал, что боль причинять нельзя, что она бывает не только физической. Второй же, испытавший сполна этот вид боли на себе, причиняет её другим, как будто верша таким образом свою месть несправедливому и жестокому миру. И вот мы всё же возвращаемся к среде, в которой каждый рос. К клейму. Первый в итоге доказывает, что прав был он, что несмотря на свою неспособность чувствовать, он правильно увидел те черты, которые были скрыты в душе Ли Су. И именно изгои здесь станут спасителями для всех остальных.

Концовка может показаться чуть сказочной, но здесь это именно то, что нужно. Потому что за героев я реально переживала, в этот раз мне не удалось остаться наблюдателем, я стала сочувствующим, и очень мне хотелось, чтобы всё у них наладилось.

Сон Вон Пхён, фото со страница автора на Livelib
Сон Вон Пхён, фото со страница автора на Livelib

Книга вроде как для подростков, но на обложке стоит 18+. Я бы отнесла её в 16+ и выше. Совсем выше. Т. е. без верхней границы. Да, тут вечные темы, не раз уже встречавшиеся в литературе, но корейская писательница нашла свой подход к тому, как их можно показать и раскрыть. И, главное, заставить переживать за своих персонажей. Сильно переживать.

Книга была выпущена издательством "Поляндрия No Age" в 2021 году.