Дебютный роман писательницы Марины Степановой, который вышел в 2005 г. По большей части, он не произвел какого-либо эффекта, но в 2012 г., после того, как Марина Степанова получила премию «Большая книга» за «Женщины Лазаря», к роману проснулся интерес и его переиздали. С тех пор у него было еще 2 переиздания в 2016 г. и 2020 г.
В аннотации в Лабиринте указано, что этот роман сравнивают с «Парфюмером» Зюскинда. Я заинтересовалась, т. к. мне нравится этот роман и я приступила к чтению.
Перед нами две параллельные истории. Одна про Аркадия Хрипунова, человека наших дней, а другая про Хасана ибн Саббаха, основателя секты на Ближнем Востоке в Средневековье.
Линия ибн Саббаха повествует о его семье (женах и детях), взаимоотношениях с окружающими. Он пользуется большим авторитетом. К нему приходят люди, чтобы узнать свою смерть и он ее показывает.
Однажды к нему приходит беременная женщина и показывает свой живот, в котором виден ребенок с глазами цвета йода. Такого цвета глаза у Аркадия Хрипунова.
История Аркадия начинается задолго до его появления. Нам достаточно подробно показывают момент его рождения. Родители его не любили, с окружающими ладить не умел.
В какой-то момент он заболел и очутился в реанимации. Пролежав достаточно долго в больнице, он знакомится с местным патологоанатомом, который обучил его мастерству хирургии. Хочу заметить, что Аркадию на тот момент было 12 лет.
Он закончил мединститут и с течением времени обзавелся собственной клиникой эстетической хирургии.
Дела идут прекрасно, но Аркадий мечтает о большем. Он грезит о красоте мира. Для этого ему надо провести пластическую операцию. Хрипунов выбрал девушку, которую нашел ему частный детектив, приехал к ней лично.
Я как-то не уловила почему он выбрал именно эту девушку. Потом события разворачиваются совсем нереально. Аркадий предложил провести ей пластическую операцию и она не раздумывая согласилась. Все это происходило практически в подъезде.
Он привез ее к себе домой. Делал ей пластические операции, которые считал нужным. В целом обращался к ней как к зверушке или какому-то предмету. После всего, что он с ней сделал результат его не удовлетворил и он решил ее выгнать. Тут она улыбнулась мороженому и он понял, что это именно то, что он искал всю жизнь.
Когда она улыбалась людям, то они либо умирали, не выдержав такой красоты, либо им становилось очень плохо опять же из-за ее красоты.
Потом он убил ее и умер.
Занавес!
У вас, наверное, возник вопрос про Парфюмера? У меня тоже, но я ничего общего не увидела у этих книг.
У Аркадия была одна идея отвести свою подопытную в театр, где она будет всем улыбаться. У меня возникла смутная ассоциация с казнью, когда Гренуй явил миру свой надушенный платок, после чего все предались оргии.
Мне кажется, что если что-то сравнивать, то должны быть какие-то более явные точки соприкосновения, чем не сбывшееся желание героя.
С таким подходом можно этот роман сравнить тогда с Толстым, Достоевским, Пушкиным. Почему нет? Степанова, как и классики, тоже пишет по-русски.
У меня в какой-то момент возникла ассоциация с Гуинпленом. Ему тоже делали улыбку.
Завершить свой отзыв хочу красочным отрывком из книги:
Аркаша… — слабым голосом спросил Медоев через несколько минут, пытаясь собрать мир в привычный фокус, и чувствуя тоненькую, скулящую боль в сердце… Что это было, Аркаша?
Это было собачье дерьмо, Арсен.
Хрипунов, неприятно изогнул рот и, наконец, оторвал глаза от собственных туфель (дырочек на каждой оказалось ровно по семьдесят пять — тонкая работа, тонкая кожа, теленок на бойне обмочился от страха и плакал, как человек).
Ты съел собачье дерьмо.