624 подписчика

«Суббота по-вагнеровски»: что это было?

Ирина Альшаева, военный обозреватель

«Мочить нельзя говорить» 

Гром в России грянул вечером 23 июня: руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин заявил в своем телеграм-канале, что Минобороны нанесло ракетный удар по тыловым лагерям формирования. Выдержав паузу, Минобороны назвало это «информационной провокацией». Тогда Пригожин озвучил жажду расправы над министром обороны Сергеем Шойгу и начальником Генштаба Валерием Герасимовым: сообщил, что возглавляет свою 25-тысячную армию и идет на Москву «маршем справедливости».

 По всему, этот ракетный удар, который «то ли быль, то ли не быль», стал последней каплей в распрях «Вагнера» и МО: с марта мы наблюдали историю со «снарядным голодом» формировния, который он испытывал при выполнении задач в Артемовске. Какие бы матерные эпитеты Пригожин не отпускал в адрес МО, боеприпасами оно его так и не накормило - тем не менее, Артемовск «Вагнер» освободил.

Капля переполнила чашу, содержимое пошло через край, вернее, вразнос: пока СМИ гадали, не взломали ли телеграм Пригожина враги, «Вагнер» уже вошел в Ростов и «взял под контроль» штаб ЮВО. Ну и двинулся непосредственно на Москву, по пути рассказывая, как обстоят дела – словом, «ах, какая красота!», что вижу, то и пою, в телеграме отчёт держу».

Естественно, «смутьянов» пытались остановить – с воздуха. И это обернулось трагедией – вагнеровцы сбили 6 вертолетов и воздушный командный пункт ИЛ-22, экипажи погибли. 

Путь из Ростова в Москву занял у «Вагнера» около 9 часов. Подошли они к Москве на 200 км, постояли и развернулись обратно. Пригожин позже скажет, что этот «автопробег» был «демонстрацией протеста, а не попыткой свержения власти в стране».

А вот «власть страны» так не думает: утром 24 июня президент России Владимир Путин выступил с обращением, в котором назвал происходящее мятежом, ударом в спину России, организаторов действа – предателями, и пообещал защитить страну от «внутреннего предательства». 

Его коллега Александр Лукашенко 27 июня в ходе выступления во Дворце Независимости рассказал, что после этого обращения Путин позвонил ему и поделился происходящим в России, высказал намерение «мочить» предателей. На что Лукашенко предложил попробовать договориться с мятежниками мирным путем - и чудо, Пригожин, по словам Путина, не отвечавший на звонки, ответил Лукашенко. 

Переговоры длились весь день. К вечеру Пригожин согласился отказаться от идеи расправы над Шойгу и Герасимовым после гарантированной Лукашенко ему и бойцам «Вагнера» безопасности и перспектив «вывода» в Белоруссию. 

На том и порешили – «большого кровопролития в России» не состоялось, «Вагнера» нетронутыми почти дошли до Москвы - нетронутыми и ушли, все выдохнули и пошли смотреть трансяцию выпускного «Алые паруса» в Питере. 

Однако, ответ на вопрос «что это было» неоднозначен. Версий, как минимум, три.

ПЕРВАЯ. «Мятежные игры»

Несмотря на то, что, судя по оперативности и четкости «рейда» «Вагнера» он, скорее всего, был подготовлен заранее (шутка ли, сорвать два десятка тысяч вооруженных до зубов человек, целый бронепарк и ринуться не в какое-то богом забытое Гадюкино, а на самый защищенный, по заявлениям силовиков, объект - столицу), выглядит он подозрительным в части информационного шума. Пригожин сделал все, чтобы сопроводить перемещения Вагнера максимально активным освещением в СМИ. 

Это то же самое, как если бы грабитель, готовя ограбление банка, оставил бы его сотрудникам записку со своими координатами, вплоть до номера квартиры. Вряд ли истинный «революционер» стал бы не то что рассказывать о своих планах во всеуслышание, но и тратить на это время – вероятно, у него нашлись бы дела поважнее, раз возглавил «драку». 

Но зачем устраивать «околореволюционный» спектакль (да еще и в режиме реальной трансляции с рассказами о происходящем) во время войны, когда армия, по большому счету, занята на СВО, а шоу может пойти «не по плану»?

Во-первых, чтобы показать россиянам, что власть в состоянии справиться с подобной угрозой – с диверсантами, мятежниками и тд. Что даже в условиях войны Москва остается «с кулаками» - власти способны сохранить и столицу, и себя у руля. При том, что на «оборону» Москвы отправились полиция и курсанты училищ силовых структур – около 10 тыс человек в противовес 25 тыс вагнеровцам.

И в каком-то смысле это необходимо было сделать: на фоне ситуации в Белгородской, Курской и Брянской областях в народе процветает вольнодумие и упаднические настроения, как по поводу СВО, так и - реакции Кремля на непрекращающиеся обстрелы этих территорий. Вот и показали тому же Ростову, что «друг в беде не бросит» – отправили туда спецназовцев чеченского Ахмата из Белгородской области, где они заняли позиции для ее защиты от диверсантов. 

Во-вторых, чтобы продемонстрировать Западу и Украине, что «Вагнер» меньше чем за 9 часов может преодолеть расстояние от Ростова до Москвы в 1000 км – мол, привет, Киев! Конечно, это не то же самое, что продвигаться по перерытым войной дорогам, например, от Ростова до украинской столицы, но и она на 300 км ближе, чем Москва к Ростову. Однако, препятствия вагнеровцам чинили, как могли: и ров поперек трассы под Липецком рыли, и тяжелую дорожную технику выставляли, и маршруты передвижения заграждениями перекрывали - но вагнеровцы с этим разобрались.

 Между тем, от южной границы Белоруссии до Киева - около 100 км. Могли ли вагнеровцы "командироваться" в Белоруссию с дальнейшими планами по украинскую "душу"? Вполне. И именно в таком созданном амплуа мерзавцев- чтобы и Украина призадумалась, и Польша сделала выводы и страны Прибалтики присмирели. Кстати, Польша уже три дня как укрепляет границу с Белоруссией - именно из-за новых "бедовых" соседей. 

В-третьих, чтобы спровоцировать Запад на реакцию и шаги непосредственно на театре СВО, отражением которых являются действия ВСУ. Можно сказать, судя по интерактивным картам СВО, ежедневно обновляемых РИА Новости, что накануне «мятежа», 22 июня, ситуация на донецком направлении накалилась: ВСУ стягивались по линии фронта северо-западнее Луганска, активно обстреливались Донецк, Белгородская и Херсонская области, наблюдалось засилье бесилотников на донецком направлении. 23-25 июня активность ВСУ росла, почти вся линия фронта затрещала боестолкновениями, в том числе, в окрестностях Артемовска. К 27 июня накал спал: бои шли только в районе Авдеевки и Марьинки, но обстрелы вышеупомянутых областей не теряют интенсивности и украинская армия продолжает концентрировать силы северо-западнее Луганска. 

Можно предположить, что пока Пригожин «покорял столицу», командование ВС РФ сделало ставку на то, чтобы дать ВСУ стянуться со всего фронта в одно место, чтобы там и накрыть разом. Кстати, теперь весь мир знает, что контрнаступление ВСУ точно началось – об этом торжественно возвестил Киев как раз в день вагнеровского буйства. Наверное, подумали, что ВС РФ деморализованы и как давай наступать! Но, по всей видимости, как обычно – в интернете. Лукашенко рассказал, что Путин в телефонном разговоре в день мятежа охарактеризовал обстановку на фронте «спокойной». 

В пользу этой версии говорит финал мятежа: если бы он был реальным, то организаторы и участники должны были бы пойти под следствие. А как раз если он – инсценировка, то не должны – игра ведь, за что судить? И ладно бы просто было прекращено уголовное дело в отношение Пригожина, но он отправлен в Беларусь, а Путин предложил его бойцам аж три варианта действий: ехать вслед за начальником, подписывать контракт с МО или вообще отправляться отдыхать домой. 

Лукашенко, кстати, более чем радушно отнесся к «новоселам» своего государства: готов помогать вагнеровцам (но за их счет) с размещением, да и не против, если они войдут в состав ВС Белорусии – как минимум для того, чтобы обучать военному искусству белорусских солдат. Где видано, чтобы за реальный «удар в спину» «наказывали» подобным образом? Пожалуй, это или первый прецедент, или мятеж не настоящий. 

Странно и то, что Пригожин, бескомпромиссно кричавший о том, что «Вагнер» уничтожит все на своем пути, но целей добьется, будто бы непринужденно отказался от них. Будто бы зная, что наказания не будет. При ином раскладе, желая его избежать, он просто был бы вынужден идти до конца. 

ВТОРАЯ.«Нервы ни к черту» 

Нельзя исключать вероятность того, что у Пригожина произошел нервный срыв – причин для этого более чем достаточно. Одна из – личное участие в освобождении Артемовска, длительное нахождение в зоне боевых действий. Однако, мы никогда не узнаем о его психическом состоянии, потому что раз нет следствия, значит его не отправят на психолого-психиатрическую экспертизу. 

На помутнение рассудка Пригожина намекнул и Лукашенко в своем рассказе о ходе «переговоров» – он попытался донести до Пригожина странность идеи требовать у Путина выдачи Шойгу и Герасимова, сказав, что лично он так бы не поступил, «погиб бы, но не выдал бы министра обороны Хренина»! 

Если в этой истории действительно имеет место человеческий фактор, то тогда ее можно рассматривать как реальную попытку мятежа. Человеческий фактор - это сдавшие нервы, окрепшие политические амбиции, словом - эмоции. Тогда Пригожин действительно злодей, устроивший вооруженную истерию тогда, когда только ее в России не хватало. 

Но, опять же, не состыковка начала и финала – в случае самоличного бунта, который поставил под угрозу госбезопасность и рискнул обернуться как минимум масштабными беспорядками (вероятность революции есть всегда, дело в дефиците революционеров, способных ее разжечь), зачинщика и участников должны были привлечь к ответственности по всей строгости. Не взирая на прошлые заслуги и награды. Причем решение о прекращении уголовного дела и «белорусской ссылке» ни российское, ни белорусское руководство не объяснили. 

ТРЕТЬЯ. «При чем тут нацисты» ?

Эта версия перекликается с предыдущей и связана с вероятностью «сотрудничеством» «Вагнера» и украинских националистов РДК и Легиона «Свободная Россия» . То-то они радовались дерзости Пригожина, то-то на все лады поддерживали его в своих телеграм-каналах, то-то расстроились тому, что и генштаб, и Кремль по-прежнему нерушимы. 

При чем тут нацисты? Основатель Вагнера – Дмитрий Уткин, ветеран обеих чеченских войн и участник боевых действий на стороне народной милиции ЛДНР в 2014 году. До 2013 года служил в ГРУ РФ, потом командовал подразделением спецназа, получил звание полковника. Вагнер, основанный в 2014 году, назван по его позывному. Уткин – человек ультраправых взглядов, что для вагнеровцев не секрет. 

Естественно, с 2014 года состав Вагнера не один раз поменялся, но сама идея неонацизма соблазнительна и крепка, прилипчива как жвачка к волосам: если ей горел основатель, то она продолжит существовать и в его детище.

РДК и Легион – те же одинопоклонники (мифический Один не имеет к этому всему отношения, Вальгалла – пристанище викингов, но не нацистов), идея неонацизма у всех ее приверженцев одна и та же вне зависимости от их происхождения. И добиваются ее воплощения они одинаково. 

В данном случае и РДК с Легионом, и Пригожин ратуют за «другую» Россию – с другим правительством, другим руководством МО и тд. Говоря о «мобилизованных в Москве братьях» Никитин имеет в виду готовность корпуса начать действовать во имя достижения этих целей. Но одно дело – «перекраивать» российское руководство руками непонятно чем и как вооруженных «братьев», при том, не организованных «в войско», а другое – руками боевиков, прошедших «Крым и Рым».

Кстати, про «боевиков»: существование ЧВК в РФ, не только «Вагнера», но и остальных подобных формирований, которых как минимум 10, является преступлением, 

В 2016 году депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму проект закона о частных военно-охранных организациях, который предлагал лицензировать и регламентировать деятельность ЧВК. Законопроект был отклонён. Предлагал их легализовать и глава МИД Сергей Лавров – тоже безуспешно.

По словам главы организации Conflict Intelligence Team Руслана Левиева, от западных ЧВК «Вагнер» отличается радикально: тогда как зарубежные компании такого типа занимаются охраной и обучением, «Вагнер» - разведкой, ведением боёв, диверсиями и прямым наступлением. Также российское законодательство запрещает частным структурам владеть бронетехникой и оружием массового поражения, тогда как к 2022 году в арсенале «Вагнера» уже были самолёты оперативно-тактической авиации.

Попытка «совладать» с ЧВК была предпринята в марте этого года: на время СВО Вагнер как бы «легализовался» в составе МО, обретя указом Путина статус добровольческого отряда (добровольцы на СВО приравнены к военным). Но это – не закон, регулирующий статус и деятельность ЧВК. Однако, если он появится в России, то ЧВК автоматически исчезнут: они не могут иметь принадлежности к флагу, потому что при таком раскладе не смогут участвовать в конфликтах по всему миру и, соответственно, зарабатывать на них. 

Так что, бойцы ЧВК – люди не государевы и им все равно, где, с кем и за кого воевать – идеологию и соратников выбирают на свое усмотрение. Так почему бы и не национализм?

Однако, несостыковка: юридически «Вагнер» не имеет отношения к российскому законодательству, но он – государственный проект, финансируемый государством же. О содержании «Вагнера» накануне сказал Путин. 

Допустим, «Вагнер» действительно создавался как «спецназ в квадрате» или теневой «отряд мегаособого назначнения» в составе МО – есть такая информация в открытом доступе. Но, вместе с тем,«Вагнер» действительно представляет самим фактом своего существования угрозу для нынешнено политического строя России – по факту, это армия номер два. Это милитари-бизнеспроект, пусть даже и «полу», но частный. Танки, авиация, гранатометы в частных руках чреваты непредсказуемостью применения. Поэтому, если российская власть решила от греха подальше избавиться от этой силы любыми путями, включая и инсценировку (или провокацию?) мятежа, то для ее стабильности это верный шаг.

Ирина Альшаева, военный обозреватель «Мочить нельзя говорить»  Гром в России грянул вечером 23 июня: руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин заявил в своем телеграм-канале, что Минобороны нанесло