10,2K подписчиков

История первого советского лимузина: легендарный ЗИС-101

508 прочитали

Хотя изначально предполагалось, что ЗИС-101 будет применяться только партийными руководителями СССР, судьба этого автомобиля сложилась иначе. В народе первый советский лимузин считался инициативой самого Сталина, но, как подтверждают факты, великий вождь предпочитал передвигаться на зарубежных аналогах. Здесь мы познакомимся с непростой историей этой машины.

Хотя изначально предполагалось, что ЗИС-101 будет применяться только партийными руководителями СССР, судьба этого автомобиля сложилась иначе.

Предком «стопервого» был Л-1 – лимузин, собранный на «Красном Путиловце» в Ленинграде. Всего было собрано шесть прототипов, но проект пришлось передать на другое предприятие из-за нехватки мощностей. Так машина оказалась в Москве, на заводе под руководством Лихачева.

Инновации по-советски

Для своей эпохи ЗИС-101 был настоящим прорывом, учитывая конец 30-х годов. Его оснастили двигателем в 8 цилиндров и двухкамерным карбюратором, который без труда разгонял 8-тонную машину до рекордных по тому времени 115 км/ч. В пару к такому движку поставили 3-ступенчатую КП, чуть позже аналогичную конструкцию будут использовать на «Волгах» и «Победах».

ЗИС-101 стал первым обладателем усиленных вакуумом тормозов и термостата охлаждающей системы. Уже в начале 1940 года инженеры провели модернизацию, повысив мощность мотора до 120 км/ч. Эта модель получила в названии добавку в виде литеры «А».

Тестовая партия начала собираться в 1936 году, а через год была организована массовая сборка 101 модели. Вместе с ГАЗ-М1 первый ЗИС посетил Всемирную выставку в Париже, где вызвал немалый интерес.

Хотя эта машина изначально проектировалась, как автомобиль для Сталина и спецслужб, по неизвестной причине в Гараже особого назначения она не пользовалась. Сам Сталин предпочитал отечественному автопрому поездку на презенте от Рузвельта – Packard Twelve. В итоге ЗИС-101 стали преподносить государственным деятелям, известным спортсменам и выдающимся людям в качестве презента.

А что же обычные граждане? В довоенный период каждый житель советского крупного города мог заказать лимузин в качестве такси. Причем проезд на нем стоил всего на каких-то 40 копеек дороже. Также машина являлась супер-призом в различных лотереях.

Роскошный снаружи и внутри

Лихачев большое внимание уделял не только технической части, но и комфорту внутри салона. И здесь ЗИС-101 был действительно роскошным! Салон отапливался (чего до этого не встречалось ни в одном советском авто), были предусмотрены прикуриватель и радио, даже была версия со встроенным телефоном (ЗИС-101Л). а еще на базе этого гиганта был сконструирован первый советский родстер ЗИС-Спорт-101А.

Военная жизнь лимузина

В войну ЗИС-101 попал на фронт, особым приказом его изымали у владельцев для нужд фронта. Передвигаться на таком автомобиле предпочитали военные начальники, хоть это было и очень опасно. Тяжеловесная машина порой застревала на разбитых ухабах, а немцы устраивали настоящую охоту на ЗИС, понимая, что на нем едет военное командование. Что, однако, не помешало служебному ЗИС-101 стать любимым автомобилем маршала СССР Константина Рокоссовского.

#зис101