16,9K подписчиков

«Бецкий. Человек немецкий...»

725 прочитали

В конце 18 века в Петербурге стали появляться «странные» заведения. По ночам сюда приходили личности, чаще бедно одетые. Все они подходили к специальному окошку, клали туда свёрток, называли имя, и получив деньги(два рубля)быстро удалялись.

Именно так выглядел прием брошенных или незаконнорожденных детей в воспитательный дом, который открыли императрица Екатерина II и ее личный чтец, Иван Бецкой.

Портрет И.И. Бецкого, худ. А. Рослин
Портрет И.И. Бецкого, худ. А. Рослин

Все знали — Иван Иванович и сам байстрюк. Он внебрачный сын фельдмаршала Ивана Трубецкого. Отсюда и сокращение фамилии — Бецкой. При этом он долгие годы служил при отце и получал чины да богатства, так сказать «по родству».

До правления Екатерины никто и представить не мог, что Иван Иванович способен на что-то выдающееся. А ведь ему на тот момент было под 60!

Екатерина выбрала Бецкого своим чтецом, увидев в нем родственную душу. Он, как и императрица, ценил просвещение, лично знал Вольтера и долгое время жил в Европе.

Портрет императрицы, худ.А. Антропов
Портрет императрицы, худ.А. Антропов

Ещё до вступления Екатерины на престол, Бецкой предложил ей проект воспитательного дома. Позже для содержания брошенных детей был куплен особняк Кирилла Разумовского.

Первый год за детьми присматривали кормилицы, после — воспитатели. Мальчиков обучали наукам и ремеслам, девочек — домоводству. Более того, Бецкой запретил наказывать воспитанников розгами. Современники считали это безумством, но Иван Иванович пошел дальше, отменив порку и в Шляхетском сухопутном кадетском корпусе.

Сюда, в 1775г. Бецкой лично привел застенчивого 12 летнего мальчика. Звали нового воспитанника Алексей Бобринский. Он — бастард. Сын Екатерины Великой и ее фаворита, Григория Орлова. Бецкой лично следил за образованием «царского» сына, поскольку из наук мальчик знал немного географии и иностранные языки.

Вскоре Бобринский уже играл в местном театре с остальными кадетами, а по выходным вовсю отплясывал мазурку с юными барышнями.

Федор Рокотов, Портрет А. Бобринского
Федор Рокотов, Портрет А. Бобринского

Женское образование — апофеоз Бецкого! До 1764г. в России его просто не было. Даже учить дворянок считалось блажью. Первые «смолянки» жили и учились во флигелях Смольного монастыря. Когда-то там хранили смолу, потом построили небольшой дворец, где провела свои годы юности императрица Елизавета Петровна. На этом месте она хотела построить монастырь, чтобы тихо провести здесь старость. Но достроить его так и не успели, и в маленькие кельи стали селить юных учениц.

По задумке Бецкого должно было быть 50 девочек, но набрали всего 11. Родителей пугали условия абсолютно закрытого учреждения.

Екатерина очень гордилась ученицами, называла девочек «батальоном амазонок», и заказала художнику Дмитрию Левицкому целую серию портретов смолянок!
В конце 18 века в Петербурге стали появляться «странные» заведения. По ночам сюда приходили личности, чаще бедно одетые.-4
В конце 18 века в Петербурге стали появляться «странные» заведения. По ночам сюда приходили личности, чаще бедно одетые.-5

Главным развлечением смолянок был театр. Все пьесы, с юными актрисами, конечно же, о любви. Бецкой снисходительно относился к таким постановкам, но один сценарий не давал ему покоя. Опера «Башмачки» начиналась с арии старого Луки, влюбленного в юную пастушку....Весь пансион знал — Иван Иванович влюблен в 17 летнюю Глафиру Алымову. Не найдя идеальную женщину в миру, он решил воспитать ее сам, и даже собирался вывести в свет.

В конце 18 века в Петербурге стали появляться «странные» заведения. По ночам сюда приходили личности, чаще бедно одетые.-6

Вскоре смолянок решили представить публике. Девушек привезли на обозрение в Летний Сад. Для города это событие стало сродни царской выставке — людей было столько, что пришлось перекрывать движение по набережной.

Этот день стал для Бецкого триумфом. Первым и последним.

Спустя несколько лет восхищение над «смолянками» сменилось насмешками:

«Монастырки воспитаны за стеклом. Не знают, что такое деньги и спрашивают на каких деревьях булки растут...»

Но самым ядовитым стал стих в газете:

« Бецкий.Человек немецкий. Выпустил 50 кур — набитых дур»

Масла в огонь подлил и любимый ученик. Выйдя из корпуса, Алёша Бобринский отправился в заграничное путешествие, чтобы продолжить учебу. Там он промотал все средства на женщин и влез в огромные долги. Бецкой отказался платить, и тогда юноша наябедничал на старика матери. Екатерина рассорилась с бывшим чтецом, и его место тут же занял её фаворит Петр Завадовский.

Совсем скоро Завадовский преподнес государыне отчёт о работе воспитательного дома Бецкого. Оказалось, что дом переполнен брошенными детьми. Не хватает воспитателей и врачей.

За два рубля малышей приносили сотнями — и своих, и ворованных. Каждый третий ребенок в доме погибал от оспы или холеры, а каждый второй выпускник был вынужден идти в батраки.

Со Шляхетским корпусом тоже не срослось. Говорили, что «раньше оттуда выходили настоящие военные, а с Бецким там только играют комедии да сочиняют стихи»

Но самое большое фиаско Иван Иванович потерпел в последней любви. 76летний влюбленный окружил Алымову всеми благами, а она предпочла ему 38летнего поэта Ржевского, и вышла за него замуж. Над одураченным вельможей смеялся весь Петербург.

От горя и унижения Иван Иванович заболел. Перенес паралич, почти ослеп.

Бецкой скончался на 91году жизни в полном одиночестве, погребён в Александро- Невской лавре.