Деньги плохой хозяин, но очень хороший слуга. Этой идеей пропитан потрясающий фильм Андрея Звягинцева «Елена», в котором можно пошагово увидеть, как и за счет каких переменных происходит уничтожение человеческой души на примере главной героини Елены.
Фильм будто растянут во времени и этим он позволяет зрителю вжиться в атмосферу главных героев, прочувствовать их уклад жизни, их состояния и мысли. Каждая деталь этого шедевра поэтапно открывает завесу тайны человеческой природы, её темные стороны, её коды и законы.
Итоги, к которым приходят главные герои, заставляют задуматься и переосмыслить жизнь. Как много схожих моментов можно наблюдать в реальной жизни, насколько плотно накладываются кадры фильма на жизненные сценарии. И этот фильм тем и хорош, что психологически и с событийной точки зрения, является абсолютно достоверным и закономерным.
Главный герой Владимир – богатый умный человек, который ранее усердно занимался прибыльным делом и это видно по его достатку, вкусу, привычкам. Он следит за собой, хорошо организован, здраво и справедливо рассуждает, но при этом есть в его жизни провисающие позиции, в которых он не может найти логики. Дочь Владимира прожигает свою жизнь и не может найти в себе потенциал для дальнейшего развития. Она упрекает отца в том, что его интересуют только деньги, что её ресурс жизни отнят им, а продолжение их рода невозможно. «Все мы - гнилое семя, недочеловеки..» говорит она и правдиво обнажает глобальную проблему большинства богатых семей.
Дочь Владимира Екатерина, несмотря на бессмысленный ход своей жизни, всё прекрасно про себя понимает, но ничего с этим поделать не может. По сути, она существует без вреда для окружающих, но стремительно растрачивая годы своей жизни, используя огонь из своего будущего, чтобы как можно быстрее испепелить себя. Это самый честный и прямолинейный персонаж, она знает про себя всю жуткую правду, разочарована в ней и она уже физически не может найти смыслов в этой сермяжной истине.
В контексте фильма практически нет информации о деятельности Владимира, но можно предположить, что в прошлом он строил свой бизнес и поднимал довольно приличную прибыль. Он лидер, а лидер в идеале это самородок, элита в правильном понимании этого слова, это тот, кто уже вложил весь свой потенциал в свои самые лучшие качества. Он уже пустота, которая должна втягивать в себя потенциалы других людей, чтобы вести за собой и направить его в нужное созидательно русло, на общее благо в справедливых эквивалентах. Такова его функция, но если лидер направит этот потенциал на личное обогащение, то потом эти блага вытащат все смыслы и силы на жизнь у его близкого окружения. Лидер это очень ответственная позиция, которую важно достойно удерживать и если хоть как-то сбить этот баланс взаимодействия с теми, кто вверил ему свой потенциал, своё время, свою жизнь, то сам лидер по умолчанию незаметно затянется в паразитическую плоскость, подобно львиной доле аристократов и купеческого сословия прошлых столетий.
То, что Владимир нарушил этот баланс, свидетельствует ряд факторов. Такой человек автоматически начинает присваивать чужой потенциал, используя невидимые коды для разрушения других людей, чтобы поддерживать и не превращать в прах свои материальные блага. Этот процесс происходит неосознанно, можно сказать на клеточном уровне. Он даже не будет замечать как будет это делать, как будет незаметно топтать чужие души, какие невидимые ножи станет запускать в психику других людей.
Тот факт, что Владимир десять лет назад остался без жены, говорит о том, что в их семейной системе тоже не было равновесия. То есть, если на старте отношений люди сделали выбор и понравились друг другу, а спустя годы жизни получили итог «один в порядке, а другой в беспорядке», это говорит о смещении, в котором шло поглощение одного другим. Кроме того, образ жизни дочери Владимира также красноречиво это подтверждает.
Владимир без злого умысла неосознанно разрушал свою жену и дочь. Он и понятия не имел, что творил это сам и наверняка искренне удивлялся, как это их угораздило так деградировать, не понимая, что они просто приходили в равновесие с его отобранной у чужих людей "добычей", которая сработала подобно яду. Когда первая жена Владимира отошла, то сразу уменьшилось доступное поле для разрушения, а человек этой плоскости может жить только за счет превращения остальных в паразитов. Именно поэтому его психический фактор слабеет и Владимир попадает в больницу, где знакомится с Еленой.
В Елене он уже интуитивно видит лакомый кусок, ведь она олицетворение ярких душевных качеств, она как недра потенциала в их первозданном виде и, кроме того, она находится в созависимых отношениях со своим сыном. Елена чуткая, добрая, гиперопекающая, она ко всем всей душой, она и не подозревает, что есть мир циничных людей, в котором людей могут видеть в вещами. Ухаживая в больнице за Владимиром десять лет назад, она прониклась к нему теплом, заботой, и когда он предложил сойтись, она, будучи свободной, сочла это за большую удачу. Та отстраненность в отношениях, которая была показана в начале фильма, это уже отголосок их равновесия и подавляющей равнодушной позиции Владимира.
В жизни Елены также был опыт неравновесных отношений, в которых она через гиперопеку превращала своих близких в людей паразитического толка. Объединившись с Владимиром в единую систему, она резко усилила градус разрушения семьи своего сына Сергея. А Сергей живет и ему и невдомек, что это за сила такая, которая его так расплющивает, но он это расценивает скорее как свою бытийность.
И вот Владимир принимает решение не поддерживать деньгами семью Сергея. Казалось бы, разумное и справедливое решение на сознательном уровне, да еще на благо самого Сергея, но Владимир не понимает, что его психика жизнеспособна только когда есть возможность разрушать другого, передавая паразитический код. Именно поэтому она дает сбой, и его снова кладут в больницу.
Когда Владимир озвучивает Елене свое пожелание относительно наследства, он сообщает ей не столько детали этого процесса, сколько своё истинное отношение к ней, как тот самый невидимый нож в психику. И дело тут не деньгах, а в том, почему он не говорил об этом раньше, а делает это именно сейчас, когда столько лет уже прожито вместе. А делает он это инстинктивно потому, что хочет жить с отсутствующим резервом. Елену опустошает тот факт, что Владимир показывает эту изнанку, о которой ранее умалчивал, да еще и в купе с отказом в важной для нее просьбе. Она думает, что тот, в ком она всегда видела человека, все это время воспринимал её как вещь. И это серьезный удар по психике Елены, от которого она упадёт, к сожалению. В итоге, Владимир ставит Елену в безвыходное положение, побуждая её опрокинуться в уныние от разочарования. Он будто ждёт её страданий, но Елена выбирает разрушение своей души и об этом символизирует сбитая белая лошадь в конце фильма и её решения.
Таким образом, деньги, в виде чрезмерной прибыли, затушили свет сначала у Владимира, потом у членов его семьи, потом у родни Елены, а потом и у самой Елены.