1,2K подписчиков

Экскурсия на ретро-трамвае в Санкт-Петербурге - свежие впечатления

1,9K прочитали

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году. Было довольно интересно прокатиться в старинном вагоне, и что немаловажно - проезд на этом трамвае стоил столько же, сколько и на обыкновенном. Правда, ходили они только в субботу, их особо не рекламировали, узнала я тогда о таком направлении совершенно случайно. 

Фотография 2005 года - музейные вагоны выпустили в город
Фотография 2005 года - музейные вагоны выпустили в город

Посадка была на пл. Тургенева, оттуда мы и поехали любоваться на город. Еще были трамвайные пути на Поцелуевом и Благовещенском мостах, и виды открывались из окна шикарные. 

Трамвай был старинный, восстановленный. Выглядел и снаружи, и внутри очень атмосферно, кондуктор и водитель (или вагоновожатый) в строгой форме дополняли картину.

Правда, полный маршрут мы тогда не проехали. Недалеко от Петропавловки на рельсах случилась авария и все трамваи ждали, пока машины уберут с путей. Нам ждать надоело, и дальше мы пошли гулять пешком.

В этом году я решила обновить впечатления, благо ретро-трамвай у нас все так же ходит. Как оказалось – очень многое изменилось.

Теперь поездка на трамвае – это отдельный вид экскурсий, ходят они каждый день, в 10.00, 13.00, 16.00 и 19.00. Стоит такая поездка уже гораздо дороже проезда на общественном транспорте, 500 рублей. Ни льгот, ни скидок не подразумевается, детских билетов тоже нет. Билеты продают только через сайт, касс нет. 

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году.-5

Начинается маршрут с Васильевского острова, от Музея городского электрического транспорта на Среднем проспекте. Маршрутов – два, Т1 и Т5, вроде бы и другие бывают, но их описаний я не нашла. Оба маршрута – кольцевые, посадка – только при отправлении из парка, а выходить можно на любой остановке. 

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году.-6

В общем – мы решили попробовать формат экскурсии. Билеты купила заранее, за пару дней до нужной даты, время выбрала – 13.00. На нашу дату трамвай шел от Васильевского острова через Петроградку, Троицкий мост и до пл. Тургенева (маршрут Т5). Приехали чуть пораньше. Я предположила, что раз стартует маршрут из музея электротранспорта – то у нас будет возможность посмотреть на старые вагоны, о которых написано на сайте. 

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году.-7

Но зря я так размечталась. По прибытии к указанному месту мы увидели территорию трамвайного парка, обнесенную забором, проходную и группу людей, явно ожидающих экскурсию. За забором красовался старинный трамвай, но любоваться на него можно было только издалека. Надежды я не теряла, поинтересовалась у вахтера на проходной – здесь ли будет мероприятие, на что получила утвердительный ответ: «Да, скоро за вами придут». Пришли за нами минут за 10 до отправления трамвая. Провели через проходную – и сразу же отправили в вагон. Мы даже не увидели, как из депо трамвай выезжал, ну а об осмотре экспозиции и речи не было. В салоне у всех проверили билеты – и мы отправились в путь. 

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году.-8

Сама экскурсия меня не впечатлила ни разу. Свой рассказ об истории трамвая начал экскурсовод, на полуслове ее прервал аудиогид через громкоговорители вагона. Экскурсовод замолчал, гид же рассказывал о городе и достопримечательностях, до которых мы еще не доехали, т.к. на дороге было в это время довольно плотно. Замолчал аудиогид – экскурсовод продолжает тему про историю трамваю. В итоге вся информация смешалась в невнятную кашу, и я решила, что лучше я в окно смотреть буду, не вслушиваясь и не напрягаясь. 

О трамвае – это уже не тот, в котором мы катались 18 лет назад. Это абсолютно новый вагон, реплика старого ленинградского трамвая ЛМ-33 «Американка». Сделан симпатично, но стариной там и не пахнет. В кабине водителя современные приборы, предусмотрены зарядки для телефонов. Но не все блага цивилизации сделали – кондиционеров нет. Открыты окна, но от духоты в жаркую погоду они совершенно не спасают. Может, я придираюсь, но считаю – если уж решили сделать современные удобства – так делайте и кондиционеры. Кроме того, когда трамвай разгоняется – при открытых окнах не слышно вообще ничего, что говорят аудиогид или экскурсовод.

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году.-10

Маршрут сам по себе красивый, но все-таки это трамвай и идет он там же, где идет общественный транспорт. И соответственно если есть заторы и пробки – он их не объедет. Остановки трамвай делает, при желании – можно на любой выйти. Постояв на светофорах и в небольшом заторе на Троицком мосту, мы решили, что, пожалуй, в обратную сторону на этом же транспорте не поедем – было невыносимо душно. 

До пл. Тургенева мы добирались целый час. Это конец маршрута, потом трамвай идет в обратную сторону. Экскурсовод еще в начале пути рассказывала, что там группа может прогуляться 10-15 минут и посетить бесплатный туалет. Про туалет она повторяла несколько раз, и у нас сложилось впечатление, что это самая главная достопримечательность на маршруте :)) После того, как все прогуляются – посадка и отправление в обратный путь. В этот раз я опять понадеялась, что во время этой большой остановки народу предоставят возможность пофоткаться у трамвая – красивый, необычный... но нет. Как только все вышли и хотели подойти спереди – трамвай зазвенел, всех разогнал с путей и уехал в сторону, где и стоял минут 10. Подойти к нему – это идти по проезжей части, через сквер не выйти – ограждение. Затем – посадка, и тоже довольно быстрая. Вообще очень странно было такое видеть – я уже привыкла, что сейчас практически на любой экскурсии туристам дают возможность cфотографироваться с главной достопримечательностью, но здесь это как будто запрещено. 

Реттро-трамвай отдыхает...
Реттро-трамвай отдыхает...

Обратно мы уже не поехали – пошли гулять пешком. 

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году.-12

Честно признаюсь – сравнение поездок в 2005 и 2023 годах было не в пользу последней. Да, трамвай красивый, маршрут хороший. На этом плюсы заканчиваются. Сама экскурсия – скучный набор сведений о всех достопримечательностях города, даже если вы там не проезжаете, единой темы нет, подача информации – для «галочки» (назвали же экскурсией), фотосессии не приветствуются, в общем – будь я туристом в чужом городе – я бы от такой экскурсии точно в восторге не была. Реклама на билетах – «Трамвайное путешествие через шесть мостов и 500 достопримечательностей...» - насчет достопримечательностей малость загнули. Конечно, в центре города каждый дом – произведение искусства, возможно это и имели в виду, когда слоган придумывали... Цена 500 рублей за такую экскурсию я посчитала слишком высокой, да и отсутствие детских билетов не радует - поехать с ребенком слишком дорого выйдет. 

Приехав домой, я решила посмотреть – а какие трамваи вообще ходят в центре? Не ретро, а обыкновенные. Посмотрела на яндекс-картах – и поняла, что маршрут, по которому ехали мы, можно прекрасно проехать самостоятельно, а если нужна экскурсия - можно включить аудиогид - по всему городу есть обзоры. От Васильевского острова до ул. Куйбышева (остановка недалеко от Петропавловской крепости) идет трамвай № 6.

Маршрут трамвая № 6 - с Васильевского острова до ул. Куйбышева
Маршрут трамвая № 6 - с Васильевского острова до ул. Куйбышева

А дальше - пересесть на трамвай № 3 - от улицы Куйбышева до пл. Тургенева. На этот маршрут есть отдельный аудиогид.

Маршрут трамвая № 6 - от ул. Куйбышева до пл. Тургенева
Маршрут трамвая № 6 - от ул. Куйбышева до пл. Тургенева

И стоить вам это удовольствие будет гораздо дешевле – в пределах 100 рублей, в зависимости от того, чем оплачивать проезд будете. Виды за окнами не поменяются, пробок на дорогах больше не станет, опять же – можно самому выбрать любое время для поездки.

И кстати, в центре я заметила, что трамваи там ходят исключительно старые... Вполне возможно, что они только стилизованы под старые, но не знаю, внутри не была. Снаружи выглядят раритетами.

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году.-15

В спальных районах рассекают совершенно другие, современные:

Уже очень давно у нас в городе запустили туристические маршруты на ретро-трамваях. Впервые я о таком услышала в 2005 году.-16

Так что выбрав самостоятельную прогулку, вы и сэкономите, и возможно, попадете на самый настоящий старый питерский трамвай, да еще и в удобное для вас время ))) 

О других наших прогулках и интересных местах читайте на канале:

• Прогулки по Санкт-Петербургу

• Ленинградская область

• Карелия

• Калининград и область

• Сочи и Абхазия

• Скандинавия