Наверное, несколько странным может показаться тот факт,что я - любитель рок-музыки со стажем - во второй части рубрики "5 песен" вновь обращаюсь не к своему любимому жанру. Но хочу сказать, что для меня в музыке самыми важными составляющими являются смысл и красота, при этом жанр не имеет никакого значения. Просто так исторически сложилось, что данные качества я чаще всего нахожу именно в рок-музыке. Однако исключения есть в любом правиле, а потому сегодня хочется вспомнить о творчестве одного из самых известных поп-исполнителей 90-х и начала нулевых - Андрея Губина.
Именно под его хиты "Мальчик-бродяга", "Зима-холода", "Ночь", "Девушки как звёзды" проходили детство и юность меня и моих ровесников. К сожалению, по личным обстоятельствам в середине нулевых Андрей принял решение оставить сцену, однако и сегодня его песни регулярно звучат в эфирах множества радиостанций и по-прежнему любимы многочисленными поклонниками его творчества. Я же хотел бы вспомнить те песни, которые, вполне вероятно, неизвестны широкому кругу слушателей, поскольку они чуть глубже и трагичнее и, возможно, несколько выходят за рамки жанра "поп-музыка". А потому и остались несколько недооценёнными в творчестве Андрея Губина.
1. Ты уходишь одна (альбом "Только ты", 1998)
Альбом "Только ты", пожалуй, самый сильный в творческой биографии Андрея. На мой личный взгляд проходных песен в нём просто нет. Однако помимо признанных хитов ("Милая моя далеко", "Птица", "Зима-холода", "День и ночь") есть в данной пластинке и вещи, которые остались немного недооценёнными. И главная из них - "Ты уходишь одна".
Сразу хочу сказать: это моя самая любимая песня в творчестве Губина, несмотря на то, что она достаточно ритмична и назвать её лирической балладой не получится при всём желании. Но это тот самый случай, когда автор смог для танцевальной мелодии (при этом очень красивой) написать сильный и серьёзный текст, найдя таким образом компромисс между лёгкими развлекательными вещами и глубокой пронзительной лирикой. Впоследствии (пусть и нечасто) Андрей будет возвращаться к подобному формату (в песнях "Будь со мной", "Убегает лето" и ещё одной, о которой речь пойдёт ниже).
К сожалению, концертных записей данной песни практически нет. Даже в телевизионной версии концерта "Только ты" она отсутствует, хотя все остальные песни с альбома Андрей и его коллектив исполнили. Однако пару лет назад в YouTube появилась запись фрагмента передачи "Партийная ZONA", и теперь у всех почитателей творчества Андрея есть возможность услышать раннюю версию песни "Ты уходишь одна" с аранжировками, явно отсылающими нас к дебютному альбому Губина "Мальчик-бродяга".
И в заключении хотелось бы добавить: когда я слушал альбом "Только ты" на рубеже 90-х и нулевых, именно "Ты уходишь одна" была заключительной песней (что по концепции подходит просто идеально, т.к. лирический герой прощается с возлюбленной, отпуская её в синеглазое лето). Но скачав альбом в телефон в более зрелом возрасте, я с удивлением обнаружил перестановку песен, в результате которой моя любимая вещь оказалась в середине альбома. До сих пор не знаю, какой из двух вариантов наиболее точный (т.к. лично держал в руках лицензионные издания альбомов и с тем, и с другим вариантами плей-листов), но для меня альбом "Только ты" должен заканчиваться словами:
"Ты уходишь одна
В синеглазое лето,
И тебя не вернуть,
И тебя не понять,
Оставляя меня
Видеть сны до рассвета,
Снова и снова верить и ждать,
Тебя искать" © А.Губин
2. Последняя любовь (альбом "Мальчик-бродяга", 1995)
Дебютный альбом Андрея в своё время смог, что называется, выстрелить - заглавная песня, а также "Ночь" и "Лиза" стали настоящими хитами и принесли Губину всенародную популярность. Но признаюсь честно - "Мальчик-бродяга" всё же кажется мне чуть менее сильным альбомом, чем тот же "Только ты" - потому что здесь всё же есть несколько проходных песен, которые совсем меня не зацепили. Но при этом именно в дебютной пластинке Андрея прозвучали две песни, которые я могу смело назвать самыми сильными. Первая из них - "Последняя любовь".
"Последнюю любовь" можно смело причислить к числу лирических баллад. Если честно, до сих пор не понимаю, как такую песню можно было написать в столь юном возрасте (поскольку есть запись с исполнением "Последней любви", датируемая 1994-м годом, т.е. Губину на момент выхода песни было всего двадцать лет, при этом написать он её мог и раньше) - красивейшее музыкальное сопровождение, сильные и глубокие, но при этом понятные и близкие каждому слова, великолепное пронзительное исполнение - словом, это как раз тот случай, когда Андрей вышел за рамки жанра "поп-музыка", написав именно балладу (а если учесть, что в песне есть восхитительное гитарное соло, осмелюсь даже назвать её рок-балладой). И всё это - повторюсь - в совсем юном возрасте. Сильно, пронзительно и до боли красиво.
К сожалению, нет каких-либо достоверных источников информации о том, что (или кто) послужило поводом для написания данной песни - но так ли это важно,с другой стороны? Часто получается, что слушатель в хорошей лирике находит свою историю, именно поэтому она и становится ему такой близкой и понятной. И то, что мы порой выразить не можем, находит ответ в таких замечательных песнях. И слушая их, мы проходим своего рода курс "лечебной терапии". Во всяком случае я хорошие искренние песни о любви воспринимаю именно так. И "Последняя любовь" исключением не стала. Хотя исполнять песню с таким названием в двадцать лет я бы, наверное, не решился. Но талантливые люди потому и талантливые, что порой мудры не по годам.
"Моя последняя любовь
С улыбкой горькой на губах
Ко мне является порой
В несбыточных мечтах,
Её дыхание горячо,
Оно меня волнует вновь,
Но сердце помнит, что прошла
Последняя любовь" © А.Губин
3. Звездой моей не станешь ты (альбом "Мальчик-бродяга", 1995)
Ещё одна лирическая баллада из дебютного альбома Андрея, которая вместе с "Последней любовью" для меня является сильнейшей в его творчестве. Вообще для меня эти песни неразделимы и воспринимаются как единое целое - узнал я о них примерно в одно время и обе произвели на меня неизгладимое впечатление своей красотой, трагичностью и не по годам автора сильными музыкой и словами. И всё то, что я рассказал о песне "Последняя любовь", полностью соответствует и данной композиции. И не думаю, что есть особый смысл повторяться. Вместо этого предлагаю послушать гитарную кавер-версию "Звездой моей не станешь ты" в исполнении Ирины Владимировны Ромашки - не с целью рекламы исполнительницы, а исключительно ввиду прекраснейшего исполнения данной песни. Тем более что на такие композиции каверы делают очень редко.
Единственная отличимая для меня разница между двумя лирическими балладами - то, что "Звезду" в своё время я воспринял гораздо острее - исключительно потому что на момент прослушивания она оказалась для меня очень близкой и актуальной. Собственно говоря, то, о чём я уже упоминал выше - хорошая песня всегда дойдёт до сердца человека, а когда он слышит в ней и свою историю - тем более. На этом, пожалуй, я и закончу, дабы не уйти в самоповторы окончательно.
"Пусть никогда любовь моя
Тебя не потревожит,
И навсегда исчезну я
В немой толпе прохожих,
Звездой моей не станешь ты
Полночною порою,
Разрушил все свои мечты
Я собственной рукою..." © А.Губин
4. К Алине (альбом "Всегда с тобой", 2002)
Последний на данный момент в официальной дискографии Андрея Губина альбом "Всегда с тобой", на мой взгляд, достаточно сильный - особенно после не совсем удачного "Было, но прошло". "Девушки как звёзды", "Танцы", особо мною любимые "Убегает лето", "Будь со мной", "Крошка", "Она одна" - пожалуй, главные хиты альбома. Однако я всё же хочу немного подробнее остановиться на другой песне - ещё одной "именной" в творчестве Андрея - "К Алине".
Вряд ли стоит отрицать тот факт, что песня "Лиза" - один из главных хитов Андрея. Это, действительно, очень красивая и трогательная песня, при этом автор никогда не делал тайны из того, кому именно он посвятил данную композицию. А вот с песней "К Алине" дело обстоит иначе - во-первых, само имя в песне не фигурирует, а, во-вторых, поклонницы творчества Губина имеют лишь догадки, кому же она посвящена. Я же не хочу строить никаких теорий, тем более, что мне творчество Андрея гораздо интереснее подробностей его личной жизни. Самое главное - песня получилась безумно красивой и сильной, более взрослой и сложной, чем "Лиза" - как по музыке, так и по лирике. И это снова небольшой отход в сторону от классической поп-музыки - что в данном случае является абсолютно искренним комплиментом.
В заключении добавлю: название альбома "Всегда с тобой" практически с первого же прослушивания стало у меня ассоциироваться с данной песней - благодаря словам, которые я процитирую чуть ниже. И хотя в альбоме есть композиция "Я всегда с тобой", которую Андрей исполнил в дуэте с Ольгой Орловой, именно песня "К Алине" поставила для меня знак равенства с названием очень сильного альбома, став его великолепным завершением - грустным, но дающим надежду. Как и положено красивой лирической песне.
"Знаю, знаю - нет судьбы другой,
Каждый миг я рядом, я с тобой,
Всегда, всегда с тобой.
Потому что ты невинна, как дитя,
Потому что я давно искал тебя
В миллионах отражений и зеркал.
Потому что я не верю в чудеса,
Но сегодня поднимаясь в небеса,
Я в глазах твоих увидел и узнал
Всё, о чём мечтал..." © А.Губин
5. Дверь открой (2005)
В творческом багаже Андрея так же есть несколько песен, которые не вошли в номерные альбомы, в том числе вышедшие уже после 2002-го года или вовсе официально не записанные и существующие лишь в виде концертных записей (один из примеров подобного рода - великолепная вещь "Вьюга"). Но так как я рассказываю о песнях, записи которых послушать возможность есть, то заключительной в сегодняшней подборке станет композиция "Дверь открой", датируемая 2005-м годом.
"Дверь открой" - тот самый пример, который я не стал приводить в разборе песни "Ты уходишь одна". Ещё одно удачное сочетание красивой ритмичной мелодии и проникновенной лирики, вдобавок, в момент моего ознакомления с ней оказавшейся очень актуальной. Казалось бы, простые и незамысловатые слова, но это ещё одна очередная близкая (к сожалению) некоторым из нас картина из жизни. Жаль только, что не каждый (в том числе и я) решается прийти и сказать заветные слова:
"Дверь открой - это я,
Не могу без тебя,
Верь словам и не верь,
Но открой эту дверь..."© А.Губин
Хотя признаюсь честно - лирика куплетов в данной песне нравится мне гораздо больше. Ровно как и их исполнение. Искренне жаль, что эта композиция так и не попала ни в один из номерных альбомов Андрея - это, действительно, совсем не проходная вещь. Но, с другой стороны, она не пропала в архивах и доступна для свободного прослушивания, а это не может не радовать. И кто знает, возможно, однажды мы услышим ещё что-то ранее неизвестное из творчества Андрея. А пока...
"Синеглазые туманы над землёй
Обещают расставание нам с тобой,
Улетел последний лист календаря.
За окном холодный ветер ледяной
Отыскать никак не хочет свой покой,
Двери мне открой скорее - это я,
Это я..." © А.Губин
Что же, вот таким получился список из пяти песен в этот раз. Работать над данной статьёй, признаюсь честно, было тяжелее, чем над материалом, посвящённым Сергею Трофимову - во-первых, были сомнения в выборе песен (в частности, в данный топ не вошла ещё одна моя любимая песня Андрея "Я всё знаю", а "Птица" и "Милая моя далеко" и так очень известны), а, во-вторых, именно ввиду того, что мне нравится творчество Андрея, но его биографию я знаю гораздо хуже, чем биографию того же Сергея Трофимова, я больше делился личными впечатлениями, нежели конкретными фактами, а это тяжелее, хотя и в чём-то интереснее. По традиции желаю всем читателям всего самого наилучшего. Главное - того, чему Андрей посвятил практически все свои песни - любви. Верьте в открытые двери, друзья! Надеюсь - до новых встреч в моих материалах:)