Найти тему
910 подписчиков

Суть Буддизма

Суть буддизма – Дхарма – Дар-ума

Дхарма – Дарма – Дар-ума

Дхарма - Дар ума

На этом слове мы с вами задержимся подольше. По определению, дхарма – образец, которому надлежит следовать как норме; вечный закон, моральный по своему содержанию, единичный элемент бытия, явления. Дхарма это центральное понятие в буддизме, поэтому очень важно разобраться, что оно на самом деле означает.

Известно, что название японской куклы Дарума происходит от санскритского слова дхарма. Поскольку буква Х в санскрите не произносится, получается дхарма – дарма - такое написание часто можно было встретить в старых текстах. Дарума – дарма – дар ума. (А ещё есть слово драма, которое, судя по всему, имеет то же самое происхождение и тоже означает дар ума, в смысле творение ума).

А вот, что говорят источники. Ланкаватара Сутра говорит: «Когда возникают умственные процессы (син), тогда появляются все дхармы (явления); а когда умственные процессы прекращаются, прекращаются и все дхармы». Если дхармы остановлены то и карма прекращает себя.

Дхаммапада: «Дхармы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего… Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень».

В комментариях к «Алмазной сутре» говорится: «дхарма это элементарное психофизическое состояние. Совокупоность дхарм конституируют весь психофизический опыт и всю переживаемую реальность: «Всё, что есть, суть дхармы и дхармы суть всё, что есть», - как учили раннебуддийские мыслители.

Я думаю достаточно, чтобы увидеть и ощутить, что такое дарма: дарма – дар ума.

Дар ума заключается в его способности творить, являть образы, создавать мир вокруг. Будда, оказывается, уча дхарме, учил пользоваться даром ума. Он говорил о творении, учил познавать творение, учил творить.

Заметка

Кроме способности творить, ум обладает многими другими дарами. Мы же говорим здесь только об одном его свойстве.

Творение бывает двух видов. Первый вид творения – с помощью действующего ума. Это активный, мужской вид творения. Ум рождает идеи, которые человек воплощает в жизнь. Увидеть, как ум рождает идеи и как они потом воплощаются – воплощают себя – в жизнь через действия, в этом задача познания себя и своего ума.

Второй вид творения – видение. Видеть – ви-деять – жизнь делать. Если вы что-то не видите, это не существует, но как только вы что-то увидели, это получает существование, жизнь. Поэтому, кстати, люди предпочитают не видеть многие вещи ведь, потом с этим надо будет иметь дело. Видение это непрерывный акт творения жизни. (Помните, как ребёнок закрывает глаза ладошками, чтобы спрятаться? Он прекрасно разбирается в том, как творить с помощью видения.)

Итак, дхарма – дарма - это дар ума. Дар ума заключается в том числе в его способности к творению, творению действием и видением. Теперь вам понятно, почему если дхармы остановлены, как я цитировал выше, то и карма прекращает себя?

Суть буддизма

А теперь смотрите внимательно. Известно, что Будда всячески избегал разговоров о Боге. И Будда создал понятие дарма – дар ума.

Обратите внимание, на самом деле он создал не понятие, а назвал свойство, которым обладает ум. Это мы, люди, живущие в современном понятийном уме, называем дарму понятием. Мы, войдя в абстрактный, понятийный ум, все вещи в мире рассматриваем как понятия, поэтому они стали мёртвыми, поэтому сама жизнь тоже омертвела.

Как вернуть жизнь? Всматриваться в слова, учиться ВИДЕТЬ, что они несут в себе. Заметили, как только мы расшифровали слово дарма, понятие исчезло, как будто его и не было, а на его место вышло свойство. А свойствами и качествами обладают ЖИВЫЕ ВЕЩИ И ЯВЛЕНИЯ. Оживляя слово, вы оживаете сами, потому что вместе с живым словом, в вас втекает Жизнь.

Дарма – дар ума. Свойство ума, дар его заключается в способности творить. У него есть ещё и другие дары, но сейчас мы ограничимся только этим свойством. И Бог тоже Творец. А Будда всячески избегал разговоров о Боге. Видите, как, обозначив свойство ума к творению и назвав его, Будда ушёл от того, чтобы иметь дело с Богом напрямую. Будда не называет Бога Творцом, он не говорит о его способности творить мир, он просто говорит о ДАРЕ УМА.

Что бывает, когда вы прямо смотрите, например, на неяркую звезду? Она теряется, исчезает. То есть прямое зрение ЗАТМЕВАЕТ вещь, на которую смотрите. Как? Дело в том, что глаза излучают свет, он и затмевает слабый свет звезды. Человек это свет, и свет, который содержится у него внутри, он излучает из глаз. Поэтому неяркую звезду, тонкие для восприятия вещи можно увидеть, только когда вы бросаете быстрый взгляд искоса или смотрите немного в сторону от неё.

Бог – Вселенский Ум - это тонкое для восприятия существо (если так можно выразиться)? Очень тонкое, непостижимое умом. Вот поэтому Будда не говорит о нём ничего напрямую, а говорит о даре ума.

Бог – Ум - это тонкое вещество, поэтому на него нельзя смотреть прямо, нельзя называть прямо его имя, нельзя прямо рассуждать о Нём. Поэтому Будда описывал Бога – Ум - через дарму – дар ума, и учил иметь с ним дело тоже через дар ума. Он всё время направлял взгляд немного в сторону, потому что невозможно непосредственно познать ни ум, ни Бога. Да, великий был человек Будда.

Помните, выше мы разбирали свойства существительного и глагола? Существо – суть - нельзя постичь, непосредственно, то есть напрямую. Зато суть открывает себя, когда вы имеете дело с глаголом, то есть с движением. Глагол, как мы выяснили, это движение имени, то есть движение сути. Когда суть движется, она становится видимой.

Когда суть приходит в движение, появляется также время. Раз есть время, значит, появляются причина и следствие. Суть познаётся через сравнение причины и следствия. Разница между причиной и следствием – дельта – и несёт в себе храктеристики сути. Так здесь, в мире движения (помните, видите, что глагол это производная от сути?), мы через движение познаём вечную и неизменную суть – Бога. Бога – Ум – Несказуемое – Вечное – Непроявленное – Непознаваемое – и т.д.

Суть буддизма – Дхарма – Дар-ума Дхарма – Дарма – Дар-ума Дхарма - Дар ума На этом слове мы с вами задержимся подольше.