Всем привет! Тут в обычном поезде можно сойти с ума за трое суток - а я провел три дня в узбекском плацкарте. Причем, на весь поезд я был единственный русский - сейчас расскажу подробней.
Во-первых, основная проблема узбекских поездов - они старые. Это еще советские вагоны, которые достались Узбекистану после развала СССР.
Их, конечно, ремонтируют - но это помогает не сильно.
Ведь отличие новых поездов от старых не в том, что они хорошо покрашены. А, например, в том, что там установлены био-туалеты - в узбекских же поездах туалеты самые обычные.
То есть, во время поездки их постоянно закрывали на санитарных зонах. А таких остановок - у нас было огромное количество. То есть, половину времени туалеты были просто недоступны.
И это при условии, что все вагоны были забиты под завязку.
Вторая серьезная проблема - это жара. В поезде стояла невыносимая духота, так как свежий воздух попадал в вагон только во время движения через открытые форточки.
Но учитывая, что на улице было под 45 градусов - такой воздух мало чем помогал. К тому же, мне очень не повезло с моим плацкартом - в нашем отделении окно не открывалось вообще.
Разумеется, никаких кондиционеров в вагоне не было. Точнее, они может и имелись - но не работали.
Думаю, что из первых двух пунктов Вы уже вычислили и третью проблему. Старые туалеты не подразумевают в них наличия душа. А дикая жара в поезде, наоборот - подразумевает острую необходимость в этом самом душе.
Так что, все желающие были вынуждены три дня подмываться в умывальнике. Но как показала практика - таких желающих было немного. Большинство пассажиров предпочитали просто не мыться.
Как запах стоял в поезде к концу поездки - рассказывать не буду (вдруг Вы сейчас обедаете - не хочу портить Вам аппетит).
Я же решил проблему с душем весьма элегантно -не зря же русских всегда хвалили за смекалку. Душ во время своей поездки я принимал на крупных станциях.
Например, в Ургенче наш поезд стоял 25 минут. Я разузнал на вокзале, что на втором этаже имеется гостиница - там можно принять душ. В итоге, с меня даже денег не взяли - сказали, что "русскому гостю везде почет".
Мне было очень приятно - мало того, что помылся, еще и дорогим гостем назвали.
Еще одну проблему в узбекском плацкарте создавали торговцы. Местные челноки подсели в наш поезд еще в Бухаре и до самой границы с Казахстаном непрерывно курсировали по вагонам и предлагали свои товары.
Дело в том, что проводники и начальник поезда никак не препятствовали этим торговцам - видимо, были с ними в доле. Ну, а зачем им мешать - ведь деньги не для кого не лишние.
В этом случае страдали только пассажиры.
Ведь уличные торгаши весь день с периодичностью раз в 5 минут проходили по вагону и настойчиво предлагали всякий ширпотреб. Кто-то продавал зарядки для телефонов, кто-то носовые платки, кто-то лимонады и газировку, а кто-то - левые российские сим-карты.
В итоге, самым успешным оказался продавец ручных вееров. Как я уже сказал, жара стола сильная, а кондиционеры не работали. Так что пассажиры охотно покупали маленькие веера - хоть какое-то спасение от жары.
Если бы я не придумал лайф-хак с душем на вокзале, то, думаю, и сам бы купил себе такой веер.
Но больше, чем назойливые торговцы - всех бесили слишком частые остановки. Когда поезд стоит - нет даже минимального сквозняка из открытых форточек. В этот момент духота в вагоне достигла пиковых значений.
И если на больших станциях можно выходить на улицу, то на технических остановках - даже двери в вагоне никто не открывал. А такие технические остановки случались один раз в полчаса - наш поезд постоянно кого-то пропускал.
В итоге, было ощущение - что мы больше стоим, чем едем.
Разумеется, большой проблемой на маршруте Узбекистан-Россия являются пограничные пункты - всего их 4 штуки. Два на границе Узбекистан-Казахстан, и два - на границе Казахстан-Россия.
На каждом приходилось стоять по два часа - это время у пассажиров проверяли паспорта и багаж. Сама по себе - эта процедура стандартная и в ней нет ничего страшного. Проблема в том - что все границы мы проходили глубокой ночью.
Короче говоря, за трое суток нормально поспать так и не получилось.
Думаю, Вам интересно узнать - кто же были основные пассажиры этого поезда. Примерно одна треть - это узбеки и казахи которые ехали не полный маршрут - то есть вышли из поезда еще до приезда в Россию.
А вот оставшиеся две трети - это были трудовые мигранты. Многие пассажиры ехали в Россию на заработки. Они приезжают в РФ примерно на полгода - трудятся до конца осени и уезжают обратно в Узбекистан.
Я ехал в плацкарте как раз с такими мужиками - они направлялись в Дагестан работать каменщиками.
В общем, должен честно сказать - поездка на поезде из Узбекистана в РФ была интересной, но довольно трудной. В-первых, почти трое суток в поезде - это очень долго.
А во-вторых, нужно брать во внимание все те проблемы, которые я описал выше. Вот скажите мне теперь - сами поехали бы в таком узбекском плацкарте?
Что ж, Друзья, вот такой обзор получился сегодня. А что Вы думаете на этот счет? Жду Ваш отзыв в конце статьи.
Ну, а в качестве бонуса - видео из этого поезда: