1K подписчиков

Банк потребовал вернуть денежные средства, однако женщина кредит не оформляла, телефонные мошенники ее обманули. Что решил суд?!

4,6K прочитали
Ловкость рук и никакого мошенничества, наверняка вы слышали это шуточное выражение из мультфильма - «Приключения поросенка Фунтика».

Ловкость рук и никакого мошенничества, наверняка вы слышали это шуточное выражение из мультфильма - «Приключения поросенка Фунтика».

Большинству из нас поступал звонок от предполагаемых мошенников, и первое что мы делаем после разговора, смотрели на свой банковский счет. Ловкостью — это мало назвать, как возможно украсть деньги на расстоянии большинству граждан сложно объяснить. При этом отсутствие денег на счете вовсе не является для них помехой, ведь можно оформить кредит, на имя владельца счета, а деньги присвоить себе. Расплачиваться же, разумеется, придется владельцу счета — поскольку договор банк заключает именно с ним.

Чудеса да и только! Фемида (судебная система), тоже не располагала доверием к владельцу счета, при очевидных доказательствах, что кредит был оформлен мошенническим путем, добиться в суде отмены этого договора было практически невозможно.

При этом банки подстрахованы условиями договора включая возможность получать услуги дистанционно, посредством электронной подписи, а также секретного кода, который банк присылает в смс-сообщении для подтверждения согласия клиента на операцию по переводу денег.
Поэтому, если банк выдал кредит на основании введенного кода из смс-сообщения, суды признавали договор заключенным надлежащим образом.

Сколько я выслушала подобных историй своих доверителей, могу сказать одно, что лед медленно тронулся, и судебная практика стала меняться в сторону защиты интересов граждан, а не банков.
Свежее из судебной практики: Изложенная выше ситуация произошла с женщиной, которая взяла в банке потребительский кредит на сумму 35 000 рублей, а позже выяснилось, что она должна банку еще 500 000 рублей, попалась на телефонных мошенников.
При этом никаких денег по данному кредиту гражданка не получала: она только сообщила код, присланный ей в смс-сообщении, когда общалась по телефону с якобы сотрудником этого банка.
Узнав скрытый года, мошенники без труда перевели деньги на свой счет, а женщине ничего не осталось как отстаивать свои права.

Первое, что она сделала обратилась в полицию, а через некоторое время в суд с иском о признании кредитного договора недействительным. Суды трех инстанций были не в ее пользу, мол виновата сама, а вот Верховный Суд РФ, эти решения отменили, указав следующее:

1. Кредитной организации в случае дистанционного оформления кредитного договора надлежит принимать повышенные меры предосторожности, к которым, следует отнести факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительная выдача банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица,(определение КС РФ от 13 октября 2022 г. № 2669-0), что банком сделано не было.
2. На отношения между банком и клиентом-гражданином распространяется Закон «О защите прав потребителей», который требует предоставить потребителю полную информацию об услуге — причем на русском языке (ст. 8 Закона).
3. Не установлено, каким способом и в какой форме потребитель был ознакомлен с кредитным договором;
4. При немедленном перечислении Банком денежных средств третьему лицу их формальное зачисление на открытый в рамках кредитного договора счет с одновременным списанием на счет другого лица само по себе не означает, что денежные средства были предоставлены именно заемщику.
5. Банк не обеспечил безопасность дистанционного предоставления услуг.
С учетом всего этого Верховный суд РФ отменил решения судов — и теперь у женщины появился реальный шанс освободиться от чужого кредита (определение ВС РФ №85-КГ23-1-К1).

Ваш Адвокат. По всем вопросам пишите в мой телеграмканал.