810 подписчиков

Интервью с лауреатом премии «Золотая Маска», режиссёром и солистом Свердловской музкомедии Игорем Ладейщиковым

Уральские поклонники музыкального театра хорошо знают ведущего солиста Свердловской музкомедии Игоря Ладейщикова. Но несколько лет назад артист взял курс на режиссуру. Премьера его третьей постановки – музыкальной драмы «Гиперборея» – прошла в апреле на Малой сцене театра. О режиссёрских фишках, творческих «разборках» и безоговорочном доверии артистов узнали из первых уст.

Уральские поклонники музыкального театра хорошо знают ведущего солиста Свердловской музкомедии Игоря Ладейщикова. Но несколько лет назад артист взял курс на режиссуру.

– Игорь, режиссура для Вас – давняя мечта?

– Связать жизнь с режиссурой, действительно, хотел давно. Но так как был плотно занят в репертуаре театра, постоянно откладывал. С другой стороны, даже рад, что так случилось. Ведь с течением времени набираешь необходимый опыт. Чем больше узнаешь о людях и о мире, чем больше читаешь книг, смотришь хороших фильмов, тем весомее интеллектуальный багаж. Мозг всё запоминает, обрабатывает и в нужный момент создает идею, которую воспринимаешь как свою. Хотя, по сути, это просто скомпонованная информация. И пусть что-то подобное уже тысячу раз делали другие люди, задумка все равно останется интересной и сложносочиненной. Для меня режиссура – та профессия, к которой нужно было прийти.

– Кажется, что актёр и режиссер – профессии полярные. Один видит спектакль изнутри, другой – со стороны. Вы же обе профессии совмещаете. Такой микс больше помогает в работе или мешает?

– Когда я участвую в спектакле как актёр, то неизбежно анализирую происходящее. И замечаю те сцены, которые сам бы поставил по-другому – так, чтобы артисту было легче выходить на ту или иную эмоцию. Артист заключён в определённые рамки – в мизансцены... Он не может их разрушить. Бывает, мучаешься, но делаешь так, как поставлено. Повлиять на мнение режиссёра удаётся не всегда. С этой точки зрения, анализ внутренних процессов мешает… Вообще, редкий постановщик, который сам не играл на сцене, понимает актёрскую сущность до конца. В Иркутском музыкальном театре я работал с режиссёром-актёром, который так быстро, точно и комично показывал, что всё становилось ясно вмиг. Тогда я был совсем «зелёным» и, начни он объяснять на словах, вряд ли сделал бы как надо. Поэтому считаю, что владение актёрской профессией помогает режиссёру. Я знаю, как вывести человека на эмоцию, какие вещи на репетиции лучше показать, а что достаточно проговорить. Артиста очень легко «зажать», поэтому стараюсь работать бережно.

Уральские поклонники музыкального театра хорошо знают ведущего солиста Свердловской музкомедии Игоря Ладейщикова. Но несколько лет назад артист взял курс на режиссуру.-2

– Но ведь будущих режиссёров готовят к работе с артистами?

– В институте они участвуют в этюдах, в том числе, и как актёры. Но артист «набирает» профессию уже в театре, непосредственно на сцене. Обучение режиссёра актёрскому мастерству по такой ускоренной программе сродни экспресс-курсам по медицине. Можно освоить теорию, но, чтобы стать хирургом, нужна практика. Профессиональный рост зависит от ролей, которые дают человеку. И, в какой-то степени, от везения. Говорят, маленьких ролей не бывает. Но когда артист выходит только в коротких эпизодах, он не может раскрыться, у него нет площадки для разгона. Если же в его распоряжении роль, которую играет много лет и каждый раз находит что-то новое, он анализирует свой опыт и растёт профессионально.

– А возникало желание выйти на сцену в собственном спектакле? Если Вы – режиссёр, то точно сможете сделать удобно…

– Это очень сложно – быть и внутри, и снаружи одновременно. В спектакле «Знойные мамочки», который поставил в 2020 году, действительно появляюсь в киноэпизоде – в роли официанта. Но это лишь небольшой фрагмент комедии. Помните, как Эльдар Рязанов или Никита Михалков «мелькали» в своих картинах? Краткий забавный миг. Если говорить о полноценной роли, пока с трудом представляю, как это возможно. Меня, наверно, разорвало бы на куски. Смотреть за процессом и быть в нём – это разные вещи. К тому же, режиссура сильно выматывает. Я веду репетиции эмоционально, постоянно что-то объясняю и трачу много связочных, голосовых сил. А если на следующий день играть спектакль? Ведь нужно быть вокально убедительным! Пока я не вижу необходимости участвовать в собственных постановках в качестве артиста. Мне нравится работать с актёрами, особенно когда они так отчаянно идут на авантюры, как это было в «Гиперборее». А свои эмоции могу выплеснуть на спектаклях других авторов, мне этого хватает.

Уральские поклонники музыкального театра хорошо знают ведущего солиста Свердловской музкомедии Игоря Ладейщикова. Но несколько лет назад артист взял курс на режиссуру.-3

– Когда рассказывали о «Гиперборее», много раз повторяли слова «сочно», «вкусно». Наверно, у каждой постановки должен быть свой неповторимый вкус. А что для Вас безвкусица?

– Александр Калягин как-то говорил, что в театре не должно быть пошло и скучно. Возможно, это как раз о безвкусице. Когда смотришь постановку, есть два варианта развития событий: либо действие интересно, и ты не можешь оторвать от сцены взгляд, либо рассматриваешь соседей по ряду и ждёшь момента, когда лучше «сбежать». Хоть и понимаешь, что это неэтично. Лично я не приемлю «фальшак». Стремлюсь к искренности и, когда работаю с артистами, тоже уделяю этому максимум внимания. Свет, звук, декорации – лишь «мыльные пузыри», которые лопнут, если зритель почувствует фальш. Я должен видеть не просто героя – например, поэта Сирано де Бержерака – но личность артиста, его отношение к материалу. Все по-настоящему большие актёры были личностями, их восприятие жизни «проявлялось» сквозь сюжет. Когда человек, находясь внутри постановки, может выразить своё отношение к ситуации в мире – это достойно восхищения и уважения. Если артист открывает душу, зритель полностью погружается в действо и может забыть, где он находится, очнуться только на поклонах.

– У Вас был такой зрительский опыт?

– Подобное случилось на спектакле «Лица» – постановке по произведениям Чехова. Играли два человека – Александр Калягин и Владимир Симонов. Из декораций на сцене – два стула, стол, тряпочка и пенсне. Не было музыки как таковой, они не пели, не танцевали. Но как же интересно было наблюдать за происходящим! Я смеялся до слёз и потерял счёт времени.

– Думаю, в случае названных исполнителей, о фальши не может быть речи. «Гиперборея» тоже поразила публику тотальной искренностью. Но немного удивил финал. Заключительная песня как будто выбивается из общего настроения …

– Я не люблю спектакли с «тяжёлым» финалом. Не хочу выходить из зала удручённым. В такие моменты чувствую себя ребёнком, которому пообещали игрушку, но обманули и ничего не дали… Надежда у человека должна быть всегда. В рассказе «Тупейный художник» история Любы и Аркадия заканчивается трагически, это все понимают (спектакль поставлен по мотивам рассказа Н. Лескова «Тупейный художник», прим. автора)… Но в «Гиперборее» хотел показать, что главные герои, пройдя сквозь все страдания, заслужили встретиться на небесах. Они заслужили счастье. Один из коллег после премьеры тоже спросил: зачем «веселье» в финале? И он в чём-то прав, можно было обойтись без этого. Но всё настолько близко и взаимосвязано – жизнь и смерть, радость и плачь. Например, идут поминки, провожают человека, пьют, но вот кто-то приходит с гармонью и настрой меняется. В этом есть что-то чисто русское, русский менталитет.

Уральские поклонники музыкального театра хорошо знают ведущего солиста Свердловской музкомедии Игоря Ладейщикова. Но несколько лет назад артист взял курс на режиссуру.-4

– Очевидно, что большое внимание уделяете самовыражению артистов. Позволяли кому-то из ребят вносить коррективы?

– Я не сторонник авторитарного стиля в работе. Честно. Если дал задачу, а солист сделал лучше, буду счастлив внести изменения. Так, двое рассказчиков – Сергей Тоцкий и Роман Берёзкин – сами усовершенствовали один из номеров. Импровизировали на репетиции: придумали что-то с реквизитом – деревянной доской – перекидывали, роняли её. Я понаблюдал и понял, что мне эти нововведения не мешают, а им – нравятся. Это хитрый приём, которым мудро пользовался Кирилл Савельевич Стрежнев: чтобы спектакль получился, нужно позволить артистам и всем людям, которые работают над постановкой, внести в процесс часть своей души. Тогда они будут считать этот проект «своим», относиться к нему по-особенному. Мне нравится, когда артисты что-то предлагают, задают вопросы, анализируют.

– То есть необходима не только искренность эмоций, но и рациональный анализ?

– Я учился режиссуре у Вячеслава Ивановича Анисимова, а он, в свою очередь – у мастера Товстоногова. Для этой школы анализ материала – вещь первостепенная. Поэтому, когда разбирали рассказ, анализу уделил много внимания. Нужно было найти и понять то, что заложено внутри сочинения. А какие-то нюансы придумать самому, чтобы увлечь участников. Артисту нужен манок, к которому его будет тянуть вновь и вновь, на каждом показе. Например, я догадывался, что Лёше Литвиненко понравится эпизод, когда его герой – граф Каменский – куражится с хлыстом в руках. «Я тебя ударю, а ты стисни рот и сильно не выдыхай, а то всё нутро пережжёшь…». Для Лёши такие смачные фразы – манок. В «Тупейном художнике», кстати, нет этого момента, я перекинул его из «Очарованного странника». Зачем? Потому что артист должен выходить на площадку и получать удовольствие от работы.

Уральские поклонники музыкального театра хорошо знают ведущего солиста Свердловской музкомедии Игоря Ладейщикова. Но несколько лет назад артист взял курс на режиссуру.-5

– То есть Вы прицельно создали дополнительную мотивацию…

– Да, и задумался я об этом благодаря своему сыну Серёже. Однажды он стал тянуться за цветной игрушкой, которая висела над кроваткой. Ходить ещё не умел, начал переворачиваться, ползти. Падал, вставал... Долго и упорно пытался достать желанный предмет. А я смотрел и думал: «Вот это мотивация». Ему было сложно, но, вместе с тем, интересно. Очень хотел заполучить игрушку и не сдался. Это работает и при создании спектакля. Мне, как режиссёру, нужно так мотивировать артиста, чтобы ему было жизненно необходимо двигаться в определенном направлении.

Полный материал смотрите на Культура-Урала.РФ

Беседовала Екатерина Поморцева, фото Кирилла Дедюхина.