Найти тему
Библио-лаборатория

"Небесный эфир", или как я боролся вместе с героем Корнева против чернокнижников

Интересно, что именно с обзора цикла Павла Корнева «Всеблагое электричество» начался когда-то канал Библио-лаборатория. Ну ладно, до обзора были еще несколько довольно невразумительных публикаций, но я их почти сразу же удалил и уже даже толком не помню, о чем они были.

Обложка и (редкий сейчас случай!) внутренние иллюстрации книг цикла - Максима Поповского
Обложка и (редкий сейчас случай!) внутренние иллюстрации книг цикла - Максима Поповского

Тот цикл мне очень понравился. Следующий прочитанный мной от Корнева, «Экзорцист», в общем-то, тоже, хотя показался мне уже чуть послабее. И вот звёзды книгочея сошлись для меня в точке, знаменующей знакомство с новым (для меня) сериалом «Небесный эфир».

По большому счету, Корнев работает примерно в одном направлении: берем вполне реальную историческую основу и подмешиваем к ней немножко магии, чтобы исторический детектив выглядел поживее, а у автора оставалась возможность вовремя подсунуть какой-нибудь волшебный рояль в кусты к главному герою, которого сам же завел в беспросветный сюжетный тупик.

-2

Да, вы правильно поняли, сейчас будет редкое — я буду говорить про книгу не очень хорошо. Не то чтобы прямо плохо, нет — это по-прежнему все тот же крепкий Корнев, динамика, интрига, всякие мелочи, исподволь придающие реальность описываемому миру — все это на месте. Может, я изменился, не знаю (хотя предыдущие сериалы Корнева я читал не так уж и давно — пять и два года назад, не такой уж большой срок, особенно в моем уже без малого почтенном возрасте).

На этот раз я прочитал только две первые книги цикла и продолжать, увы не планирую. Почему?

Во-первых я не нашел ничего нового. Да, слегка изменено фантастическое допущение, да, за основу взята еще не использованная автором раньше историческая эпоха (действие разворачивается как будто бы вскоре после окончания войн Реформации). Автор заменил протестантизм магией и, надо отдать должное, сделал это с привычным по другим циклам мастерством и детализацией. Герой колесит по Европе и выискивает ересь, то есть, пардон, чернокнижие, выжигая его… Ну, чем получится. Само собой, его преследуют и пожирают изнутри и личные, так сказать, демоны, каковое состояние попеременно то помогает ему в нелегкой работе секретно-магического агента, то радикально мешает.

-3

Естественно, герой преодолевает, превосходит и побеждает.

Что же не понравилось?

Очень просто — в третьем цикле мне уже стала чудиться определенная склонность автора работать по шаблону. Не знаю, возможно в следующих частях он и вырвется из привычной колеи (к примеру, в последней части «Всеблагого электричества» он все поменял радикально, и на мой взгляд — очень удачно), но вот как-то не сложилось у меня желание читать «на выжидание». (если я не прав, прошу, напишите в комментариях, возможно, вы и убедите меня дать циклу еще один шанс).

Дело в том, что сюжет в первых двух книгах развивается ну ооооочень медленно. То есть действия полным-полно: непрерывные драки, дуэли, магические поединки, убийства, и черт в ступе (последнее — почти буквально); второстепенные персонажи дохнут как мухи, и положительные и отрицательные. Но герой (вместе с читателем) трепыхается в этой адской болтанке практически на месте, ничуть не продвигаясь к разгадке, и даже вроде бы успешно решенная детективная линия в конце первой части оказывается всего лишь маленькой щелочкой, через которую в лучшем случае можно увидеть краешек первой ступеньки километровой лестницы к финалу.

-4

Нет, я все понимаю, надо обязательно дать «затравку» для того, чтобы заманить читателя на следующую часть серии, но нельзя же ради этого обрывать первую буквально на полуслове.

Вторая часть, признаю, получилась немного более цельной, кое-какие фрагменты глобальной головоломки вставлены на свои места и формируют чуть более целостную картину в голове у читателя. Но у меня, видимо, накопилась усталость еще с первой части (которая на самом деле похожа на неимоверно растянутый пролог), и желания браться за третью, увы, не возникло.

И, напоследок: если кого-то из искренних поклонников Корнева возмутила моя не самая лестная критика — не спешите бомбить меня гневными комментариями. Лучше объясните мне, в чем я не прав. Ведь до этого проза Корнева не вызывала у меня особых нареканий. Да и тут я бы не сказал, что все так уж плохо (во всяком случае, не появилось ощущение, как бывало с другими авторами, что Корнев отдал идею на откуп «литературным неграм»).

Так что, дать «Небесному эфиру» еще один шанс?