Найти в Дзене

Точка возврата

"Если твоя жизнь висит на волоске, молись, чтоб рядом оказался Эрнст Шеклтон !" - так говорили полярники, оказавшиеся в Антарктике. Начало 20 века - золотое время полярников. Это были люди самоотверженные, высокообразованные, великолепные организаторы и, конечно, - невероятные авантюристы!

Эрнст Шеклтон
Эрнст Шеклтон

Вот она - точка возврата! Или не возврата, как повезёт. Они стояли и смотрели на своего командира: стоит ему только кивнуть и они пойдут дальше, осталось всего каких-то 180 км, они обязательно их пройдут и станут первыми на Южном Полюсе Земли!

Шеклтон, Уайлд, Адамс и Маршалл со своими пони на старте. 1 ноября 1908 года
Шеклтон, Уайлд, Адамс и Маршалл со своими пони на старте. 1 ноября 1908 года

Думал ли в это время о славе их командир Эрнст Шеклтон? Он видел перед собой измученных 1320 - километровым переходом людей. Не прекращающие ураганные ветры истрепали их одежду и снаряжение. А последний пони, так не кстати рухнувший в ледяную трещину, лишил пропитания на обратный путь. А еще он вспоминал глаза их матерей и жен, которым обещал, что все вернутся живыми и здоровыми. И слова, сказанные своей собственной жене - лучше живой осел, чем дохлый лев!

Спутники Шеклтона на 88°23' ю. ш. 9 января 1909 года
Спутники Шеклтона на 88°23' ю. ш. 9 января 1909 года

Точка возврата - даже если повернуть сейчас, надо очень постараться, чтобы дойти живыми и успеть к отходу корабля.
Обратный путь был очень тяжелым, команде приходилось напрягать все силы, чтобы добраться до очередного промежуточного склада. Кроме того, их преследовали болезни, то ли от постоянного напряжения, то ли от некачественной еды. Оставалось каких-то 60 км. как двое из команды слегли окончательно и не могли двигаться дальше. Тогда Шеклтон и Уайлд, укрыв своих товарищей, превозмогая боль и усталость, без сна и отдыха пробивались к базовому лагерю. Одна мысль терзала их - на месте ли корабль «Нимрод»?

"Нимрод"
"Нимрод"

В это время на корабле тревожно всматривались в ледяные просторы Антарктиды. Контрольный срок возвращения экспедиции (крайняя точка безопасного возвращения) завтра, 1 марта. А через два дня судно должно покинуть акваторию Антарктики, иначе льды перекроют путь на север.
И вдруг – черная точка, две черные точки, машут руками, падают….
Команда бежит на встречу.
А уже 4 марта 1908 года весь полюсный отряд благополучно собрался на борту «Нимрода».

Полюсная команда на борту «Нимрода» после возвращения. Слева направо: Уайлд, Шеклтон, Маршалл, Адамс
Полюсная команда на борту «Нимрода» после возвращения. Слева направо: Уайлд, Шеклтон, Маршалл, Адамс

Эрнст Шеклтон ни одного человека не потерял во время своих тяжелейших и героических экспедиций! Правы были полярники, сочинившие молитву:
«Если ты хочешь получить лучшие описания и научные труды – записывайся в команду Роберта Скотта,
если ты хочешь достичь цели любой ценой – записывайся в команду Руала Амундсена,
а если мир рушится и твоя жизнь висит на волоске, падай на колени и молись, чтоб рядом оказался Эрнст Шеклтон
Можно ли считать экспедицию 19 октября 1908 года неудачной?

Базовый лагерь на фоне вулкана Эребус в 1909 году
Базовый лагерь на фоне вулкана Эребус в 1909 году

Вот, результаты экспедиции:
- первое восхождение на вершину вулкана Эребус 10 марта 1908 года и определение его высоты,
- открытие точки Южного магнитного полюса 16 января 1909 года вторым экспедиционным составом,
- открытие и описание ледника Билдмора,
- открытие и описание ледника Дригальского
- экспедиция доставила обширную научную информацию об Антарктическом материке, которая была использована Скоттом в его собственной южнополярной экспедиции.

Слева направо: Маккей, Маршалл, Адамс и Дэвид у кратера Эребуса. 9 марта 1908 года
Слева направо: Маккей, Маршалл, Адамс и Дэвид у кратера Эребуса. 9 марта 1908 года

Личные достижения и награды Э.Шеклтона:
Книга «В сердце Антарктики» 1910г.
Вся команда, включая береговую, удостоена ордена Полярной звезды.
Шеклтон был удостоен множества иностранных наград в частности,
Орден святой Анны (Россия )собственноручно вручил Николай
II.
Шеклтон был также принят в состав более 20 научных и географических обществ по всему миру
18 июня 1912 года Шеклтон был привлечён к работе комиссии по расследованию гибели «Титаника", в роли эксперта по навигации в полярных водах.