Найти тему
skazohniza-m4rk

Роман-журнал, №3/2023:обзор журнала

Оглавление
Миф о Сальери и Моцарте не более чем мстительная легенда, придуманная "братьями-масонами". И Пушкин тоже помог ей утвердиться. Все это, помноженное на невероятные совпадения, зажило своей жизнью.

Данный номер журнала посвящен расследованию писателя Д. Минченока обстоятельств смерти Моцарта.

Причем начинается повествование довольно интересно и читается как документально-художественный роман. Автор оказывается в доме-музее Моцарта и встречается там со смотрителем музея, из беседы с которым узнает много шокирующих подробностей о жизни великого композитора. Причем тот приводил при этом такие интригующие факты, что не поверить им было просто невозможно.

С чего все началось

Все, несомненно, знают о том, что Моцарт умер довольно молодым. После того, как он вернулся домой из Праги, его поразила ужасная болезнь, от которой страдали тогда многие современники великого композитора. И довольно зачастую она оканчивалась фатальным исходом. Так что Моцарту просто не повезло, что он оказался одной из жертв этой эпидемии.

Тогда откуда же пошли слухи об отравлении Моцарта? Что послужило тому причиной?

Как ни странно, именно болезнь и последовавшая затем смерть композитора и явилась катализатором этих слухов и клеветы.

Ведь состояние больного Моцарта было просто ужасным. Вначале у него распухли руки и тело. Потом он не мог сидеть и пошевелиться без посторонней помощи. А уже через 7 дней скончался.

Никто и не мог ожидать такого. Поэтому спустя какое-то время многие стали с ужасом перешептываться, обсуждая смерть великого композитора:"Моцарта отравили! Отравили! Это точно!"

Что интересно, претендентов на роль отравителя было несколько. И в числе первых из них был ученик Моцарта- Франц-Ксавьер Зюсмайер, а никак не Сальери, о ком бы мы подумали, конечно, в первую очередь. По слухам, Франц-Ксавьер был любовником жены Моцарта -Констанции. И вот еще одна интересная деталь:младший сын Констанции, рожденный ею за полгода до смерти Моцарта, и названный так же, как и его ученик, был очень похож не на великого композитора, а на его ученика. И на этом основании считался сыном не Моцарта, а Зюсмайера.

Вторым "убийцей" Моцарта был муж ученицы Моцарта - Марии Магдалины. Узнав о неверности своей супруги и ее беременности от Моцарта, тот подсыпал яд в вино соперника. А в день похорон композитора изувечил бритвой свою супругу, а затем покончил с собой. Однако, несмотря на все это, бедная женщина выжила и родила сына, которого из-за сходства с ее учителем стали считать сыном Моцарта.

Ну и, наконец, самый известный "отравитель" - это Антонио Сальери. Между тем эта последняя версия не имела под собой и вовсе никаких оснований. Сальери просто стал жертвой ошибки и клеветы, оказавших большое влияние на его дальнейшую жизнь.

Моцарт и Сальери. Фото из журнала
Моцарт и Сальери. Фото из журнала

Сальери безуспешно пытался противостоять клевете и оправдать свое честное имя. Но все было бесполезно.

Потому и неудивительно, что в 1823 г. с ним случился нервный срыв, и он даже попытался покончить с собой. Тогда-то родственники Сальери и решили поместить его в клинику для душевнобольных.

Но там он пробыл недолго. Стрессы и обрушившиеся на него нелегкие испытания привели к последовавшей в 1824 г. смерти талантливого композитора, который при жизни Моцарта был более популярен, чем тот.

Возникший слух о его вине в смерти Моцарта был основан на том, что он признался во всем на смертном одре. Но так ли это было на самом деле? Или кому-то было выгодно пустить такой слух, чтобы скрыть настоящую правду о чудовищном преступлении?

Во всем виноваты

масоны?

Путешествуя вместе с писателем в прошлое и разбираясь с ним в обстоятельствах этого запутанного дела, я просто поражалась тому, как можно так исказить историю в угоду кому-то. И все-таки, несмотря ни на что, и уверенности в том, что именно масоны виноваты в смерти Моцарта, тоже нет. Уж больно все это шито белыми нитками...

На чем основаны утверждения смотрителя музея, что во всем виноваты масоны? Прежде всего, он указывает на то, что на похоронах Моцарта было лишь 6 человек, среди которых присутствовал и Антонио Сальери. И при этом - ни одного масона. Ну, не странно ли это?

Кроме того, Моцарт и в самом деле был масоном. И лишь только за несколько месяцев до своей смерти он был исключен из масонской ложи и обречен на одиночество. И это в тот период, когда ему так нужна была поддержка!

Что интересно- Моцарт об этом узнал или догадался. Более того, он был уверен, что его хотят отравить, о чем как-то обмолвился и своей жене.

Почему же так произошло? И за что так ополчились на композитора его "братья-масоны"? Не хочу раскрывать больше никаких тайн. Просто, если станет очень интересно, купите журнал, и тогда вы о многом узнаете. В том числе- почему же Моцарт считался масоном и какие его оперы носят отпечаток этого.

Я же остановлюсь лишь на одном факте этой таинственной истории, а именно - легенде о Черном человеке, сыгравшем такую зловещую роль в судьбе композитора.

Легенда о черном

человеке

За некоторое время до смерти Моцарта ему поступил заказ на оперу "Реквием" от одного таинственного черного человека, причем заплачено было за заказ заранее. По воспоминаниям Констанции, этот заказ так и не был закончен Моцартом. Более того - он подтачивал душевные силы композитора и привел потому к его ранней смерти.

-3

Кто же был этим черным человеком? История умалчивает о том. Мы имеем о нем лишь представление благодаря воспоминаниям жены композитора. Ну разве не могла она немного и соврать, чтобы умолчать об этой истории и выгородить кого-то другого?

Так, позднее стало известно о молодом графе Вальсеге, который очень страдал после смерти своей жены. Именно он-то и сделал заказ на оперу "Реквием" и тем и выручил Констанцию и ее мужа.

Дело в том, что Моцарт в то время был в больших долгах. Он совершенно не умел распоряжаться деньгами. А все отвернулись от него: и двор, и масоны.

И Констанция, дабы выручить мужа, обратилась за помощью к графу, являвшемуся к тому же масоном. Она знала о том, что граф на своих домашних концертах устраивал шарады, на которых просил отгадать своих слушателей, где музыка, которую сочинил он сам, а где - произведения его современников.

С этой целью он покупал у многих композиторов их произведения, но при этом брал у них письменный отказ от их творений. А кроме того - и письменное свидетельство, что их сочинения будут принадлежать ему.

То есть получается, что и не было никакого черного человека. А лишь только Констанция заметала следы...

-4

Вместо послесловия

И все же эта запутанная история так и не дала единого ответа на то, кто же был виноват в смерти Моцарта. Одни лишь предположения и гипотезы.

И только лишь одно я поняла: как жаль, что Сальери оказался жертвой ошибки и стал козлом отпущения. А Пушкин, услышав эту таинственную историю, а также слухи о том, что итальянцы неимоверны мстительны и очень завистливы, лишь подлил масла в огонь, выведя Сальери в образе злодея и отравителя в "Маленьких трагедиях".

Ведь реальный Сальери очень сильно отличался от своего книжного героя. Он был необычайно талантлив и популярен. И к тому же оказал немалую поддержку Моцарту, о чем почему-то мы предпочли и вовсе забыть...

А вы уже читали этот журнал? Как думаете, что все же послужило причиной смерти великого композитора?