Библейский сюжет в европейском изобразительном искусстве существовал с незапамятных времён. А вот библейская археология и прочие «точные науки» появились только в конце 19 века. А до этого, каждый из художников рисовал героев Ветхого и Нового заветов в той обстановке, в какой считал нужной. Или в совсем условной (византийская и русская икона, раннее средневековье, готика) или в приближенной к своим, привычным местам (Ренессанс) или в вымышленной, то есть придуманной, нафантазированной. А фантазия, это такая штука, которая имеет тенденцию разрастаться. В итоге появился отдельный жанр, именуемый Архитектурное каприччо. Фантазии на тему архитектуры. Но беда в том, что в чистом виде каприччо никто не заказывал и не покупал. Покупателям нужны были или точные виды (открытки, говоря по нынешнему) или какой-то сюжет. Кто-то писал каприччо для себя, чтобы размять руку, а кто-то великолепно придумал – взять и соединить одно с другим. Получилось! Сегодня я покажу вам одного малоизвестного в России художника, который довёл дело продажи каприччо под видом сюжетов практически до совершенства. Встречайте
Франсиско Гутьеррес Кабелло – Испания. Примерные годы жизни 1616-1670.
Суд Соломона, 1650:
Вспоминайте известный приём, который Соломон, царь Израильский, использовал, чтобы выяснить правду в рассматриваемом им судебном споре между двумя женщинами, сын одной из которых умер; обе утверждали, что были матерью живого ребенка. Впрочем, ладно Соломон, вы посмотрите, какая шикарная архитектурная декорация, хоть сейчас в какую-нибудь компьютерную игрушку вставляй.
А вот ещё одно обращение к этому же сюжету (видимо, заказчикам он очень нравился именно в такой интерпретации).
Суд Соломона, 16660-1670:
Русская народная мудрость гласит "Чем дальше в лес, тем толще партизаны". Вот так и тут, чем дальше вглубь истории, тем изощрённее архитектурные фантазии.
Исхода чтение: «И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет в корзинке; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: это из Еврейских детей». (Исх.2:5-6). Веками этот сюжет так и изображали, берег реки, тростник, в общем тихая купальная сцена. А тут на тебе!
Архитектурное каприччо со сценой нахождения Моисея:
Ещё одна картина на ветхозаветный текст: «И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской». (Быт.41:45) Фактически речь идёт о постановке Иосифа управляющим всей землёй египетской от имени фараона.
Приём Иосифа в Илиополисе. 1657:
И ещё один эпизод из истории Иосифа
Иосиф представляет отца и братьев фараону, ок. 1660-1670:
Именно так и должны были жить фараоны.
То всё были ветхозаветные сюжеты, а вот вам для разнообразия один новозаветный и один античный, но суть та же - великолепное архитектурное каприччо.
Обручение Богоматери:
Сожжение Трои:
Как вам архитектурные каприччо?