Фашист пролетел. Последний выпуск.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Этот ролик мы записываем 22 июня 2023 года. Ровно 82 года назад войска нацисткой Германии вторглись на территорию СССР. Так началась Великая Отечественная Война. Сегодняшняя картина не только посвящена этому событию, но и была написана во время него. Вашему вниманию Аркадий Александрович Пластов - «Фашист пролетел».

А.А. Пластов "Фашист пролетел". Холст, масло. 138х185 см. 1942 г.
А.А. Пластов "Фашист пролетел". Холст, масло. 138х185 см. 1942 г.

Если вам нравится наш контент, то так же посетите нашу группу в контакте и канал на яндекс.дзен. Ссылка в описании.

Пару слов о художнике. Пластов Аркадий Александрович родился в селе Прислониха в Симбирской губернии Российской империи, теперь это Ульяновская область.

Аркадий Александрович собственной персоной.
Аркадий Александрович собственной персоной.

Отец и дед художника были иконописцами, поэтому, можно сказать, что Аркадий Александрович продолжил семейную традицию. В последствии художниками стали и сын Аркадия, Николай, и внук. Тоже Николай.

В десятилетнем возрасте Аркадий Александрович поступил в Духовную семинарию и проучился там до 19 лет. В тот же период он впервые попробовал себя в живописи.

Первая сохранившаяся работа мастера – это автопортрет. Он датируется 1910-ми годами, точный год написания неизвестен.

Автопортрет в юношеском возрасте. 1910е гг.
Автопортрет в юношеском возрасте. 1910е гг.

После духовной семинарии художник приезжает в Москву в 1912 году, сначала учится в Строгановке, а после – в Московском Училище Живописи и Зодчества, но выбирает не отделение живописи, а, внезапно, скульптуры.

В 1917 году Аркадий Александрович возвращается в родное село Прислониха и становится секретарём сельсовета, всё свободное от сна время у него уходит на работу и ведение сельского хозяйства, поэтому увлечение живописью уходит на второй план.

В последствии, его к живописи вернул неприятный случай. В 1931 году в селе происходит крупный пожар, в котором пострадало не только большое количество домов, но и имущество художника, включая его картины и этюды.

Нужно было восполнять потери, поэтому, в возрасте 38 лет, художник снова берётся за краски и кисти, тем самым начиная довоенный период своего творческого наследия.

В этот период художник часто писал свои автопортреты. Самыми интересными мне показались масляный автопортрет в розовой косоворотке и акварельный портрет 1939 года.

"Автопортрет в розовой косоворотке"  1930-е гг. Холст, масло. 54 × 39,5 см.
"Автопортрет в розовой косоворотке" 1930-е гг. Холст, масло. 54 × 39,5 см.

"Автопортрет" 1939–1940 гг. Бумага, акварель. 48,7 × 31,7
"Автопортрет" 1939–1940 гг. Бумага, акварель. 48,7 × 31,7

Так же в то время был написан портрет его сына Николая, тогда ещё Коли, с кошкой. Ставьте плюс в комментарии, если у вашей бабушки была точно такая же кошка. У моей такого окраса был кот по имени Кыся. Жил в деревне у моей прабабушки, был в два раза больше обычного кота и сильно боялся веников.

"Портрет Коли с кошкой" 1935–1936 г. Холст, масло. 74,5 x 53,5 см.
"Портрет Коли с кошкой" 1935–1936 г. Холст, масло. 74,5 x 53,5 см.

Ещё одна интересная работа, датированная 1938 годом, это «Купание коней». Работу эту не упомянуть я не могу, и не потому, что на ней голые мужики, а потому что каждый раз интересно смотреть, как художники по разному рисуют один и тот же сюжет, даже если и пишут картины примерно в одно и то же время.

Купание коней. 1938 Холст, масло. 200 × 300
Купание коней. 1938 Холст, масло. 200 × 300

Возвращение к живописи было успешным. Уже в 1935 году картины Пластова были представлены на московских выставках, а прославила его работа под названием «колхозный праздник». Она была представлена на выставке «Индустрия социализма» в 1937 году, является ярким примером жанра соцреализм, и иллюстрирует цитату Иосифа Виссарионовича: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Но о лучшей жизни на время пришлось забыть.

Аркадий Пластов «Колхозный праздник» 1938 г. Холст, масло. 188 x 307 см
Аркадий Пластов «Колхозный праздник» 1938 г. Холст, масло. 188 x 307 см

Небольшая историческая справка, на дворе 1942 год. Событий было много, пристёгиваемся и успеваем записывать.

– Вторая Мировая война в самом разгаре. Продолжается блокада Ленинграда, проходят «Ржевская мясорубка», операция «Колесница», Харьковская катастрофа, Мидуэйское сражение, операция «Аида», операция «Факел», начинается Сталинградская Битва.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Этот ролик мы записываем 22 июня 2023 года.-9

– В Киеве проход Матч Смерти.

– Индия пытается получить независимость от Британии методом ненасильственного гражданского неповиновения. Из за этого арестованы Махатма Ганди и Джавахарлар Неру.

– Журнал Тайм объявил Иосифа Сталина человеком года.

– -В прокат выходят фильмы "Касабланка" и "Как закалялась сталь".

– Родились Стивен Хокинг, Ким Чен Ир, Муамар Каддафи, Мухаммед Али, Лев Лещенко, Пол Маккартни, Ронни Джеймс Дио, Харрисон Форд, Муслим Магомаев, Маргарита Терехова, Мартин Скорсезе, Джо Байден и Джимми Хендрикс.

– Скончались Константин Бальмонт, Стефан Цвейг и множество как военных, так и мирного населения, по всему земному шару.

И в 1942 году Аркадий Александрович Пластов пишет картину «Фашист пролетел». Давайте рассмотрим её поближе.

Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Этот ролик мы записываем 22 июня 2023 года.-10

Начнём с того, что первоначально картина назвалась «немец пролетел», но название было изменено, ибо вариант про немца неполиткорректный.

Кстати, интересный факт – слово немец тоже неполиткорректное. Так в России называли жителей немецкой слободы, потому что раз по-русски не умеют разговаривать – значить немые. А немые – значит немцы. Более толерантно называть их германцами. Более толерантно, а не правильнее, дополнительно подчёркиваю, да, чтобы не обвиняли меня потом в комментариях непонятно в чём.

Так! Вернёмся к теме ролика. Картина написана маслом, на холсте, размер её 138 на 185 сантиметров. На общем плане мы видим мирный осенний пейзаж. Этот умиротворяющий фон ещё больше подчёркивает ужас происходящего на картине. Что мы видим? Центром картины является юный пастушок, ставший жертвой вражеского налёта. В правой верхней части картины мы видим, как удаляется вражеский самолёт, ставший причиной этой трагедии. Жертвами налёта так же стала пара коров, они лежат чуть дальше мальчика. Выжившие животные с опаской двигаются в сторону уже мёртвого пастушка.

Поражает кинематографичность работы. Зритель отчётливо видит то, что происходило за пару мгновений до этого. Слышит выстрелы, испуганное мычание овец и коров, лай собаки. Пара мгновений – и остаётся только шелест листьев и вой пса. Стадо вскоре разбредётся по округе, а пёс так и будет выть, иногда лишь тыкаясь мокрым носом в остывающую шею хозяина.

Цвета на картине все природные, но другое слово для этой картины, кроме «мрачная», не подобрать.

Войну можно изобразить по-разному. Вот, к примеру, несколько работ:

Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г.
Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г.

Пабло Пикассо "Герника" 1937 г.
Пабло Пикассо "Герника" 1937 г.

Сальвадор Дали "Лицо войны" 1940 г.
Сальвадор Дали "Лицо войны" 1940 г.
Иван Айвазовский. «Чесменский бой». 1848
Иван Айвазовский. «Чесменский бой». 1848
Василий Верещагин "Апофеоз войны". 1871 г.
Василий Верещагин "Апофеоз войны". 1871 г.

Об этих картинах можно спорить и интерпретировать их по-разному, но под каким углом не посмотришь на «Фашист пролетел», в голове лишь два вопроса:

«Зачем это всё»? И «как это остановить»?

Возможно, этими же вопросами и задавались участники Тегеранской конференции в 1943 году, где и была представлена эта работа.

Сталин, Рузвельт и Черчилль в Тегеране в 1943 г.
Сталин, Рузвельт и Черчилль в Тегеране в 1943 г.

И я бы очень хотела, чтобы эта картина висела в кабинете каждого главы государства, в каждом учебном классе и в кабинете каждого военного начальника.

А пока что картина «Фашист пролетел» расположена только в Третьяковской Галерее, в городе Москве. Не стоит забывать и об остальных работах Пластова, они не менее прекрасны: "трактористки", "сенокос", "юность", "весна"...

Аркадий Пластов «Трактористки» (1943-1944). Холст, масло
Аркадий Пластов «Трактористки» (1943-1944). Холст, масло
Аркадий Пластов "Сенокос". 1945 г. Холст, масло.
Аркадий Пластов "Сенокос". 1945 г. Холст, масло.
Пластов Аркадий«Юность», 1953—1954г Холст, масло.
Пластов Аркадий«Юность», 1953—1954г Холст, масло.
Аркадий Пластов "Весна". 1954 г. Масло, холст.
Аркадий Пластов "Весна". 1954 г. Масло, холст.

Все не перечислить. Послевоенные работы мастера полны света, тепла, и вселяют в душу зрителя спокойствие и надежду. Так что обязательно посмотрите своими глазами.

А на этом всё... Не, вот прямо всё-всё. Рубрика «Картавое искусствоведение» подошла к своему логическому концу. А что было дальше в истории искусства? Дальше было много чего. И банка с томатным супом, и свежевание поросят прямо в музее, мода на гиперреализм, рисковые карикатуры в газетах и нейросети. Манифесты становились всё длиннее, творчество всё сложнее понять без знакомства с тем, что происходило в момент создания оного. У всего есть свой смысл, своя цель и помните, что красота в глазах смотрящего.

Всем спасибо за внимание, за комментарии и лайки. Встретимся в новом учебном году, в новой рубрике.

Не прощаемся!
Не прощаемся!