Кислород на борту батискафа "Титан", пропавшего на пути к "Титанику", закончился до окончания поисковой операции. Сперва такой вывод, основываясь на прогнозе Береговой охраны США, нерешительно озвучил британский таблоид Daily Star. Затем это утверждалось уже определённо. Однако после выяснилось, что погибли туристы, ещё до окончания ресурса.
Фактически всех, кто находился на борту батискафа, ради сенсации похоронили сначала в СМИ. Хотя следует признать, что эксперты ещё до этих заявлений пришли к выводу, что спастись миллиардерам с подлодки не удастся.
Как всё начиналось
Спуск "Титан" начал в 8 утра воскресенья, 18 июня. Однако связь с кораблём поддержки была потеряна уже спустя 1,5 часа. Тогда сообщалось, что запаса кислорода хватит на 96 часов, но не исключено, что кислородные баллоны уже были исчерпаны. Звучало это как приговор. И нам совершенно непонятно, почему такая сложнейшая экспедиция пестрит белыми пятнами.
Инвестор OceanGate Аарон Ньюман (именно его батискаф пропал) заявил вскоре, что "Титан" спроектировали с учётом автоматического спасения. Аппарат должен был всплыть сам спустя 24 часа. Подлодка удерживается под водой за счёт балласта - экипаж может сбросить его, раскачивая корабль или используя пневматический насос. Если механизм не сработает, то тросы, удерживающие балласт, разрушаются через 24 часа, после чего "Титан" всплывает на поверхность. Мы не знаем, что именно произошло, но батискаф не всплыл.
Ничто не предвещало беды?
Управлял батискафом Поль-Анри Наржоле. Как подчёркивает русский океанолог Анатолий Сагалевич, Наржоле - большой профессионал. Они были дружны 30 лет. Недавно Наржоле в письме рассказал другу, что снова погружается на "Титаник". Это был последний раз, когда они общались. Кстати, Сагалевич уверен, что Наржоле выполнил свою работу на отлично. По всей видимости, произошла нештатная ситуация, раз субмарина не всплыла.
Режиссёр Джеймс Кэмерон, работавший над фильмом "Титаник" вместе с нашим Сагалевичем, успел принести ему соболезнования. Кэмерон считает, что надежды нет. Хотя наш океанолог был оптимистичен до последнего, утверждая: надежда остаётся, пока люди живы. Однако случилось то, что случилось. Все погибли.
Напомним, что на подлодке находились 58-летний британский миллиардер Хэмиш Хардинг, 48-летний бизнес-магнат пакистанского происхождения Шахзада Давуд со своим 19-летним сыном, а также французский океанограф и ведущий эксперт по "Титанику" Поль-Анри Наржеоле и Стоктон Раш, основатель и исполнительный директор OceanGate. Раш, к слову, женат на праправнучке пассажиров, которые погибли во время крушения "Титаника".
Тайн всё больше. Как вообще можно было сесть на такое судно!?
Фактически батискаф был собран кустарным способом. Особенно часто сейчас говорится о том, что аппарат управлялся обычным игровым джойстиком за 30 долларов, который можно купить в любом магазине компьютерных товаров. В интервью Царьграду Дмитрий Жаворонков отмечает, что подобные батискафы, даже если они и построены самыми талантливыми конструкторами, должны проходить обязательные испытания.
Всегда необходимы определённые тесты, определённые испытания. И они, конечно, их провели. Но сделали это по некоей своей методике. Поскольку единого какого-то шаблона, единой системы таких испытаний для аппаратов частных контор не существует,
- отметил Дмитрий Жаворонков.
Вместе с тем использование джойстика за 30 долларов в глубоководном аппарате - не самое страшное в этой истории. Историк флота поднял ещё один важный вопрос - морально-этическую сторону подобных туристических погружений.
На "Титанике" погибли люди, это место стало большой могилой, большим мемориалом. Когда некий человек собирается продавать билеты на место, где кто-то упокоился, пускай их тела и съели всякие морские твари, а кости растворила океанская вода, возникает вопрос морально-этического характера. А нужно ли вообще это делать? Ну, и очень символично и грустно, что обломки батискафа упали на "Титаник", физически потревожив покой тех, кто там погиб,
- отметил Дмитрий Жаворонков.
Также эксперт отметил параллель в гибели шикарного лайнера "Титаник" и батискафа "Титан". Дело в том, что владельца подводного аппарата не раз предупреждали, что к конструкции есть вопросы и что не стоит спускаться к "Титанику" в подобном батискафе. Но он пренебрёг всеми предостережениями. В 1912 году капитан "Титаника" также не стал следовать элементарным правилам безопасности и не снизил скорость движения гигантского судна в сложных и опасных условиях. Получается, что оба они приняли неверные решения, которые стоили жизней пассажирам.