Почему приватизация в России была незаконной

Законодательство в области приватизации отставало, так как сама приватизация носила реактивный характер, а не опережающий. До сих существуют коллизии в правовой базе в области приватизированных предприятий. Возможно итоги приватизации были бы иными, если бы были привлечены международные стандарты аудита и органы финансового контроля.

Основа проведения приватизации была заложена в период политики перестройки. В ноябре 1986 года был утвержден закон об индивидуальной трудовой деятельности. В 1987 году был принят следующий закон "О кооперации в СССР" и "О государственном предприятии (объединении)".

Это были одни из первых попыток введения "рыночного социализма" на территории советского союза. Последствием реформ стало появление частного сектора. Уже только к 1990 году в кооперативах были заняты более 6 млн. человек.

Недостатки законодательства 1992-1994 годов:

1. Несоответствие приватизационного законодательства нормам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Нет критериев отнесения предприятия к числу, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности.

3. Нет механизмов, препятствующих криминальным банкротствам предприятий.

4. Нет правовой базы для приватизации объектов Российской Федерации за рубежом.

5. Нет разграничения государственной собственности на федеральную и муниципальную.

6. Отсутствует законодательство, регулирующее вопросы национализации и муниципализации, а также восстановления нарушенных прав государства как собственника приватизируемого имущества.

Примером приватизации вне рамок закона может послужить решения Госкомимущества о приватизации акционерного общества «Росгосстрах», 100% акций которого находилось в федеральной собственности. В 2001 году на аукционах были проданы 49 % акций, в 2003 году -26 %, 2010 - 13,1 %. Все эти пакеты были куплены Данилом Хачатуровым с партнёрами. В соответствии с законодательством правительство могло продать только определенную долю акций, но продало практически весь контрольный пакет.

Стоит отметить и то, что законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при акций приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации.

Незаконно было и включение жилого фонда и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону этот жилой фонд должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве новые собственники выкупали общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.

В ходе приватизации получили широкое распространение новые виды экономических преступлений, таких как подделка ценных бумаг, мошенничество с ваучерами, создание финансовых пирамид.

Законодательство в области приватизации отставало, так как сама приватизация носила реактивный характер, а не опережающий.

В современной исторической науке выделяют две оценки явления приватизации. Первая - положительная, ее сторонники говорят, что целью приватизации было передать убыточные предприятия в частные руки, это была необходимость для перехода к рыночной экономике. Приватизация воспринимается как вынужденная мера для развития на долгосрочном периоде. Отрицательная оценка приватизации складывается из того, что государственная собственность была практически бесплатно роздана, а ваучеры сосредотачивались в руках акционеров. Какого мнения придерживаетесь Вы?