347,3K подписчиков

Олигархи, политика, рок-н-ролл: что мы узнали из книги о том, как создавалась русская «Улица Сезам»

В октябре 1996 года в России состоялась премьера отечественной адаптации одного из самых популярных детских телешоу мира — «Улицы Сезам».

В октябре 1996 года в России состоялась премьера отечественной адаптации одного из самых популярных детских телешоу мира — «Улицы Сезам». Спустя 26 лет продюсер Наташа Лэнс Рогофф, запустившая русскую «Улицу Сезам», опубликовала книгу «Muppets in Moscow» — воспоминания о том, как создавалось новое детское телевидение в России девяностых. Мы прочитали ее с нескрываемым удовольствием и делимся самыми интересными фактами оттуда.

Установление демократических ценностей

Организация русской версии «Улицы Сезам» была делом политическим. В январе 1992 года Гарри Нелл, тогдашний CEO Sesame Workshop, выступал с докладом перед Джо Байденом, возглавлявшим подкомитет Сената по ассигнованиям на внешние дела. В докладе утверждалось, что «Улица Сезам» поможет установлению демократических ценностей в постсоветской России. В том же слушании принимала участие и начальница управления по международному сотрудничеству Министерства образования РФ Елена Ленская. В своей речи она говорила: «Нашей системе необходимы новая открытость и интеграция в мировое сообщество за ее пределами. Наши дети были долгое время изолированы от зарубежных сверстников. Чтобы общаться друг с другом, им нужны общие темы для обсуждения… Пусть такими темами будут не „Терминатор“ или „Рэмбо“, которые сейчас присутствуют [на российском телевидении], а „Улица Сезам“».

Женщина вместо олигархов

Планировалось, что бюджет первого сезона «Улицы Сезам» составит от 6 до 10 млн долларов. Часть этой суммы согласилось взять на себя Агентство США по международному развитию (USAID), но остальное было необходимо искать на месте, в России. Ответ на вопрос «где?» казался очень простым — конечно, у Бориса Березовского. «Березовский мог решить все наши проблемы, — пишет Наташа Лэнс Рогофф. — Он был так могущественен, что мог за один день предложить нам и рекламный контракт, и контракт на вещание». На то, чтобы организовать встречу с Березовским, ушло несколько месяцев, но в результате олигарх неожиданно легко согласился поддержать идею. Однако из этого так ничего и не вышло. В июне 1994 года, когда Березовский уезжал из дома приемов «ЛогоВАЗа», рядом с его машиной сработало взрывное устройство. Водитель Березовского погиб, сам олигарх был ранен и залег на дно. Его помощники перестали отвечать на звонки, а вскоре и руководство Sesame Workshop решило прекратить любые попытки сотрудничества с ним, поняв, что связь с олигархом, втянутым в криминальные разборки, плохо скажется на имидже детской передачи. После были переговоры с Владимиром Слуцкером и рядом других крупных российских бизнесменов, имена которых Лэнс Рогофф в книге не назвала (один из них фигурировал в тексте как «колбасный король», а другой — «CEO одного из крупнейших коммерческих банков России»). Но, в конце концов, в производство «Улицы Сезам» вложились не они, а Ирина Борисова, владелица агентства «ВидеоАрт».

Музыкальные секреты

Если вы были достаточно взрослым в момент выхода «Улицы Сезам», вы не могли не узнать в одной из детских песенок («Руки помой») голос солиста группы «Ва-Банкъ» Александра Ф. Скляра, который на момент премьеры передачи был одним из лидеров российской альтернативной сцены. В книге Наташа Лэнс Рогофф подробно описала историю этой коллаборации. Sesame Street традиционно сотрудничает с известными поп- и рок-музыкантами, и Лэнс Рогофф, разумеется, планировала продолжать эту традицию и в русской «Улице Сезам». Однако композитор Екатерина Комалькова, ставшая музыкальным редактором проекта, оказалась категорически против. «Что останется от музыки „Улицы Сезам“ через сто лет?» — вопрошала она. Наташа решила попробовать переубедить ее с помощью своего старого друга Саши Скляра, с которым она познакомилась еще в 1980-е, когда стажировалась в московском бюро CBS News. Саша применил все свое очарование (и, очевидно, навыки дипломатических переговоров) и смог уговорить Екатерину дать современной музыке шанс. В результате первой песней, записанной специально для русской «Улицы Сезам», стала та самая «Руки помой». Он оказался первым, но не единственным русским рокером, который принял участие в «Улице Сезам». Так, две песни для передачи записала группа «Два самолета». В отличие от Скляра, она упоминала сотрудничество с «Улицей Сезам» в интервью и даже выложила одну из песен на свой YouTube-канал.

Кто такой Зелибоба?

В оригинальной Sesame Street одним из главных действующих персонажей является Большая Птица — огромный желтый маппет. Но у Sesame Workshop есть правило: Большая Птица не появляется в международных адаптациях (кстати, этим фактом во время переговоров с Наташей Лэнс Рогофф был немало расстроен Борис Березовский, ему почему-то очень хотелось увидеть на российских экранах именно Большую Птицу). Вместо этого компания Джима Хэнсона разрабатывает для адаптаций специальных персонажей. В России таким персонажем стал Домовой, который сначала задумывался местной командой как седой старик, напоминающий Деда Мороза. Американскую команду эта идея не очень обрадовала — слишком антропоморфно для маппетов. В итоге Домовой превратился в дружелюбное лохматое существо из голубых лоскутков (выбор цвета вызвал отдельное смущение у русской команды). Дать ему имя «Зелибоба» предложила одна из сценаристок «Улицы Сезам» — Нана Гринштейн (позже она напишет сценарий фильма «Питер FM»). Компанию Зелибобе составили еще две русские куклы — Бусинка и Кубик.

Конец эпохи

Наташа Лэнс Рогофф покинула Sesame Workshop в 1998 году; она родила второго ребенка и поняла, что работа, связанная с постоянными командировками, плохо совмещается с активным материнством. Ее новым проектом стало диджитал-медиа, посвященное основам здорового питания для детей. В России она с тех пор бывала только дважды — в 2016 году, когда снимала видео Russian Millennials Speak Openly about America, и в 2020 году, когда работала над своими воспоминаниями. Российская версия «Улицы Сезам» закрылась в 2007 году. Во время последней поездки в Россию Наташа встретилась с телережиссером, который участвовал в запуске передачи и работал в ней до 2002 года. «Я недавно пересмотрел несколько старых роликов, и я не знаю, удалось ли бы нам сегодня достичь той же легкости и нежности, которые царили тогда на съемочной площадке, — сказал он. — Тогда мы были наивными, а с годами стали более разумными, более закрытыми. Люди изменились, общество изменилось, жизнь изменилась. Сейчас это другая страна».

В октябре 1996 года в России состоялась премьера отечественной адаптации одного из самых популярных детских телешоу мира — «Улицы Сезам».-2

Автор: Мария Бахарева