584 подписчика

Выход на IPO: что изменилось для новых эмитентов на российском рынке капитала

Условия выхода на российский рынок капитала в последние полтора года изменились. Об этом говорят многие коллеги-эксперты.

Условия выхода на российский рынок капитала в последние полтора года изменились. Об этом говорят многие коллеги-эксперты. Разберем, как высокотехнологичные компании могут использовать IPO для развития своего бизнеса.

«Революция частников» на рынке капитала России

До 2022 года то, как рынок встречал нового эмитента, было связано с оценкой, которую компании давали институциональные инвесторы, по большей части иностранные. Аналитики организаторов размещений, ориентируясь на их мнения, а также данные отчётности и информационный фон, давали прогнозы, как новичка воспримут инвесторы.

Теперь рынок перешёл в стадию «пересборки» механизмов ценообразования из-за отсутствия иностранного спроса среди источников инвестиций при первичных размещениях. Вот его признаки:

  • диалог о рыночной оценке эмитента идёт не с институциональными инвесторами, а с брокерами;
  • брокеры, представляя интересы частных инвесторов, обозначают цены, по которым готовы предложить компанию на рынке;
  • финансовой отчетности потенциальных эмитентов нет в свободном доступе у участников торгов, что затрудняет им оценку нового фондового актива.

Кроме того, частные инвесторы хотят, чтобы у новых эмитентов была своя бизнес-концепция: какие идеи компания несёт миру. В связи с этим при выходе на IPO усиливается роль маркетинга. Например, сторонники здорового питания, покупают акции производителей полезного йогурта, те, кто любит спорт, покупают ценные бумаги сети спортивных клубов или бренда спортивной одежды и так далее.

Примеры из практики новых эмитентов

Решающее значение частных инвесторов на отечественном рынке IPO подтверждает опыт двух последних размещений: Whoosh — в декабре 2022 года и Genetico — в апреле 2023 года. По прогнозу аналитиков рынка капитала, в перспективе полугода отечественные институциональные инвесторы начнут пристальнее смотреть на российский рынок, пока при планах выхода на IPO стоит ориентироваться на запросы розничных инвесторов.

Эмитент их мечты, акции которого они готовы купить, имеет следующие характеристики:

  • лидер или крупная компания развивающихся отраслей отечественной экономики;
  • есть своя концепция уникальности и полезности предложения;
  • компания имеет высокую маржинальность;
  • компания объявила о планах или сроках начала выплаты дивидендов с увеличивающимся дивидендным потоком.

Логика анализа эмитентов на рынке капитала сохранилась — компании сравнивают по темпам роста, маржинальности и потенциалу роста ликвидности.

Зачем высокотехнологичным компаниям IPO

Согласно опросу Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) весной 2023 года, примерно 75% компаний называли своей основной целью размещения на рынке — привлечение капитала. Другие говорили о мотивации сотрудников и иных причинах. Но главный вопрос: сколько средств смогут привлечь эти 75% компаний.

Решение о выходе на биржу зависит от множества факторов, а также от конкретных целей. Вот основные из них:

  1. Привлечение капитала на публичных рынках для ускорения развития бизнеса за счёт, например, исследований и разработок, расширения ассортимента услуг, масштабирования бизнеса, приобретения дополнительных активов или узкопрофильных компаний, конкурентов, маркетинга и инвестиций в инфраструктуру.
  2. Повышение ликвидности компании.
  3. Повышение узнаваемости и авторитета бренда компании ради привлечения большего количества клиентов и стратегических партнеров.
  4. Упрощение процедур слияний и поглощений: публично торгуемые высокотехнологичные компании могут использовать свои акции в качестве средства покупки и слияний с другими компаниями.
  5. Обеспечение инвесторам ранних стадий возможности выйти из акционерного капитала, продав и заработав на публичном рынке.
  6. Получение рыночной оценки компании для привлечения дальнейших инвестиций и создания партнерств.

Как подготовиться будущему эмитенту?

Согласно опросу ФРИИ, 58% компаний-респондентов с выручкой более 1 млрд рублей, объяснили свои сомнения по смене статуса на публичный тем, что размер компании, по их оценке, еще недостаточно велик для такого шага.

IPO — один из наиболее эффективных механизмов привлечения внешнего акционерного капитала, который в случае успешной сделки влияет на рост рыночной стоимости бизнеса.

В последние годы российский рынок капитала изменился: появились меры государственной поддержки, специализированные биржевые сегменты и, в целом, делать публичное размещение стало дешевле.

Основные бизнес-требования рынка к потенциальным кандидатам для проведения IPO:

  1. Бизнес компании должен успешно существовать три-пять лет, иметь хорошие рыночные позиции и перспективы развития.
  2. Коэффициент чистой прибыли / EBITDA, помогающий оценить рентабельность компании, должен быть не менее 3-х.
  3. Прозрачная структура собственности компании.
  4. Компания должна готовить отчётность по РСБУ, МСФО на протяжении хотя бы трёх лет.
  5. Компания должна придерживаться стандартов корпоративного управления.

После IPO

Привлечение капитала на IPO для компании, фактически, новая точка отсчёта ее публичной жизни, в которой появляется раскрытие информации, новые обязательства перед биржей и работа с инвесторами.

На изменение рыночной цены акций влияет множество факторов, включая макроэкономические условия, динамику (рост или спад) отрасли, настроение инвесторов и общие тренды на рынке. Ради роста котировок эмитенты обычно используют следующие механизмы:

  • эффективную коммуникацию с инвесторами и аналитиками, чтобы они понимали бизнес-модель, перспективы роста и стратегию компании;
  • демонстрацию сильных финансовых показателей (свидетельствует о чётком выполнении бизнес-планов и обещаний акционерам);
  • внедрение инновационных продуктов/услуг на рынок;
  • поддержание постоянной связи с инвесторами (позволяет компании поддерживать позитивный информационный фон, благоприятствующий росту котировок);
  • заключение стратегических партнерств с более сильными компаниями, а также тактику слияний и поглощений (дают рынку сигналы об открытии новых перспектив у компании-эмитента и стимулируют рост котировок);
  • комфортную для акционеров дивидендную политику, а также практику выкупа акций;
  • сильное корпоративное управление и высокие этические стандарты;
  • быструю реакцию на рыночные изменения и гибкость бизнес-процессов при адаптации к новым условиям.

Приведу в пример всё ту же компанию Whoosh, которая активно работает над информационным фоном вокруг себя. У инвестора создается чёткое понимание, что у компании происходит развитие, когда они читают в новостях:

  • об обновлении фирменного стиля;
  • об улучшении продукта компании за счёт ускоренной регистрации клиентов с 3-4 минут до 1-2 минут, увеличении и обновлении парка самокатов, расширении модельного ряда;
  • о партнёрстве с приложением «Город», где за пополнение карты «Тройка» можно получить кешбэк на поездки на самокатах и велосипедах компании;
  • о росте количества поездок за 2022 год более чем вдвое относительно 2021-го — свыше 55 млн раз;
  • про важный финансовый показатель — уровень рентабельности по EBITDA выше 50%.

Все эти новости явно отвечают ожиданиям частных инвесторов, что отражается на рыночной цене акций компании.

Оксана Деришева, директор департамента листинга и первичного рынка СПБ Биржи