В мае Гильдия сценаристов Америки объявила забастовку впервые за 15 лет. В результате такие шоу, как Saturday Night Live, The Daily Show и Late Night, прекратили производство до тех пор, пока не найдется решение методом переговоров. Чем дольше будут длиться переговоры, тем больше передач пострадает и будет отложено. Это будут не только ежедневные ток-шоу, но и целые сезоны ваших любимых шоу от Netflix.
Такое уже случалось. Если вы не помните забастовку сценаристов 2007 года – это было странное время для телевидения, когда там пытались придумать новые программы, не имея возможности или желания платить сценаристам. Многие каналы решили сделать упор на реалити-шоу, что изменило телевидение на долгое время.
Многие шоу в то время практически развалились из-за забастовки. Сезоны сокращались, или их пытались продолжать снимать без сценаристов, что обычно приводило к катастрофе. Например, фильм "Трансформеры: Месть падших" начали снимать без сценария, только с 14-страничным наброском, написанным режиссером фильма. Также одна из частей Бондиады "Квант милосердия" была снята с очень небольшим куском сценария и без сценаристов на площадке, так что Дэниел Крейг импровизировал реплики, которые, по его мнению, должен был сказать Джеймс Бонд. Делали по логике “исправим на монтаже”. Исправить толком не получилось, и фильм получил низкие оценки критиков.
Как бы ни были тяжелы дела у фильмов, которые провалились, и шоу, которые были отменены, эти неудачи в конечном итоге были необходимы для победы Гильдии сценаристов. Они смогли доказать свою ценность компаниям, которые думали, что у них ее нет. Достаточно было потерять сотни миллионов дохода, чтобы Universal и Paramount сказали: "Подождите, если у нас нет сценаристов, которые пишут сериалы, то мы не можем их снимать, а значит, не можем зарабатывать на них деньги". В конце концов их требования были удовлетворены, забастовка закончилась, и продюсеры со сценаристами жили долго и счастливо.
До того момента как полтора месяца назад Гильдия сценаристов объявила новую забастовку с несколькими основными пунктами. Они пытаются остановить продюсерские компании от дальнейшего сокращения штата сценаристов. Они борются за то, чтобы им платили за трансляцию шоу, а не только дневную ставку. И они выступают за то, чтобы искусственный интеллект не входил в комнату сценаристов. Потому что, с какой бы любовью ни смотрели в Силиконовой долине на нейросети со знаками доллара в глазах, это полностью подрывает писательский процесс и весь смысл искусства.
Одно из самых больших отличий этой забастовки от предыдущей заключается в том, что многие требования сценаристов касаются онлайн стриминговых сервисов. Такие сервисы на протяжении многих лет рассматривались в киноиндустрии как маленькая поверхностная вещь, которая и близко не стоит с престижем кабельного телевидения. Несмотря на то, что почти все популярные сериалы последних лет выходили на Apple TV, Netflix или HBO Max.
Из-за того что стриминг все еще воспринимается таким архаичным образом, сценаристы не получают такие же выгоды как на ТВ. Благодаря прошлым забастовкам и переговорам, сценаристы на ТВ получают гонорар каждый раз, когда их шоу выходит в эфир. Такие шоу, как "Офис" или "Друзья", снова и снова выходят в эфир на кабельном телевидении и продолжают приносить доход, а сценаристы продолжают получать зарплату. Вполне логично – пока что-то продолжает приносить доход, все, кто участвовал в его создании, должны продолжать получать процент от этих денег.
Но в стриминге существует своя формула, основанная на проценте от продажи, который студия отчисляет стриминговой площаке. То есть сценарист получает один фиксированный чек. Даже если вы написали сценарий для шоу, которое становится самым популярным на Netflix в течение пары недель и заставляет тысячи людей оформить платную подписку. Неважно, сколько раз его посмотрят, сценаристы не увидят никакого дополнительного дохода, который они помогли заработать этим стриминговым площадкам.
Долгие годы продюсерские компании настаивали на сокращении штата сценаристов, что перекладывает больше работы на плечи меньшего количества людей и лишает гарантий занятости, которые раньше были у всех, кого теперь нанимают на максимально короткий срок. Большинству штатных сценаристов платят теперь всего за пару недель работы, что раньше было 40 неделями. Они приходят, изучают шоу, вносят идеи, а потом им говорят, чтобы они убирались, чтобы компании не нужно было вписывать их в титры или платить достойную зарплату.
Именно здесь возникает одно из самых больших заблуждений, связанных со сценариями. Многие люди считают, будто сценаристы просто набирают текст, а затем распечатывают его, и сценарий готов, работа завершена, авторы свободны. Но это не так, или, по крайней мере, не так, как должно быть и как было в прошлом. Сценарии постоянно меняются даже после начала съемок. Иногда все приходят на съемочную площадку, а шутка не работает так, как она была написана или реквизит выглядит не так, как было задумано, и теперь эта реплика не имеет смысла, или место не подходит для запланированного кадра. Для всех этих случаев на площадке во время съёмок нужны сценаристы, авторы этих идей, которые могут быстро адаптировать или изменить проблемное место.
Все это постепенно сокращается в целях экономии средств – как только сценарий готов, контракты со сценаристами заканчиваются и на съёмки их не приглашают. И это имеет два основных последствия для индустрии. Во-первых, это делает сериалы не такими хорошими, какими они могли бы быть, потому что на съемочной площадке меньше людей, которые могут предложить свои идеи, когда требуются изменения. Во-вторых, сценаристы не получают опыта нахождения на съемочной площадке, где они могли бы получить реальное представление о процессе и в результате улучшить свои сценарии. Компании вычеркивают весь этот процесс недорогого обучения на рабочем месте, несмотря на то, что все больше и больше денег выделяется на эти гигантские производства. Но затем они передают готовые сценарии людям, которые даже отдаленно не были обучены тому, как руководить чем-то подобным.
Вот что говорит об этом Энди Гринвальд — американский писатель и критик: "На 20 недель у меня была блестящая команда сценаристов. Технически они все являются сценаристами-продюсерами, но их не пригласили на съемочную площадку для производства своих эпизодов. Их контракты закончились до того, как мы начали съёмки. Это лишает шоу их взгляда, а также лишает индустрию будущего, потому что вещи, которым сценаристы учатся на съемочной площадке, совершенно отличаются от того, чему они учатся в процессе создания сценария. И даже если такие сценаристы вдруг получают шанс сделать свое собственное шоу, у них нет опыта работы на съемочной площадке, и они обречены на провал".
Из-за отсутствия сценаристов на съемочных площадках будет возникать все больше и больше дорогостоящих проблем, которые приведут к пересъемкам, задержкам и увеличению сроков производства. И достаточно быстро все деньги, которые студия пыталась сэкономить, просто сгорят. Даже один день пересъемок может стоить четверть миллиона долларов. Если сценаристы, которые просто пытаются остаться на работе на несколько дополнительных недель, чтобы помочь на съемочной площадке, могли бы предотвратить пересъемки в первую очередь, почти в 100% случаев дешевле было бы просто заплатить им.
Существует также стереотип, что в Голливуде все сверхбогаты, просто потому, что такова индустрия, частью которой они являются. Но в среднем сценаристы зарабатывают меньше, чем 10 лет назад. Работа сценариста не длится так долго, как раньше, потому что сезоны теперь значительно короче, и никто не хочет продлевать контракты со сценаристами на время съёмок. Выплаты от предыдущих работ, как на ТВ, могли бы поддержать их на плаву в перерывах между работой, но без этого многие из них вынуждены искать подработки, чтобы свести концы с концами.
Все, за что борется Гильдия писателей, более чем справедливо. Каждый заслуживает того, чтобы ему платили столько, сколько стоит их работа, и в этой ситуации нет абсолютно никаких причин болеть за генерального директора Warner Brothers или кого-либо еще, соучаствующего в несправедливом отношении к писателям. Я надеюсь, что сценаристы выиграют это дело, получат все, что они требуют, и тогда это вдохновит других людей сделать то же самое.
Если вам интересны детали противодействия сценаристов искусственному интеллекту, читайте "Сценаристы США против искусственного интеллекта и киностудий".