Кризис, переживаемый российской школой, носит многослойный характер. Предлагаю задуматься над проблемой, на которую пока что не обращают особого внимания. Это существенная трансформация (негативного характера) статуса и содержания ряда предметов, считающихся ключевыми. Сразу оговорюсь, я учитель гуманитарных предметов, и сужу со своей точки зрения.
Жертва № 1 – математика. Она обречена. ГДЗ и Интернет в кратчайшие сроки научили большую часть школьников не думать своей головой при решении задач и уравнений. Люди, начинающие списывать в 5-м классе, уже в 7-м не в состоянии самостоятельно решать.
Приведу пример из своего нахождения на ОГЭ по математике в этом году. Первый школьник вышел через 40 минут, еще 5 – через час. Из 15 человек развернутые задания делали 4, из них у 3 было решено одно задание, причем явно неверно. Лишь 1 девушка решила 3 задачи в развернутом задании, она, кстати, и сидела дольше всех.
Почему же в среднем по стране мало двоек по математике на экзамене? А зачем школьник за час 1-2 раза сходит в туалет минут на 5? Там, где школы намеренно не замечают таких фокусов, результаты терпимые. Там, где проводят экзамен честно, катастрофа.
Теперь о родителях. Самые ненавидимые учителя у многих родителей – учителя математики. «Написано все совершенно правильно, из цифры в цифру с Интернета переписали, ответ совпал, почему за домашку 3»? Это говорят не дети, это говорят их родители. Ребенку покупают дорогой телефон, чтобы он мог часами играть на уроке, не отвлекаясь на учебу, потом делают большие глаза: «почему наш ребенок не успевает по вашему предмету»? Стандартная фраза на первом родительском собрании в 9 классе: «Как вы будете готовить наших детей к экзамену»?
Этой категории родителей бесполезно объяснять, что, если их чадо несколько лет валяло дурака, не решало само, опаздывало на все первые уроки, годами ходило накрывать обеды (это минус 10 минут урока), пело-плясало-стояло в почетном карауле вместо уроков, базы знаний нет, школа не обязана по второму разу всю программу повторять заново.
Сейчас в июне в нашей школе очередная нехорошая история. Часть родителей захотели при переходе в 11 класс сменить учителя математики. Опытный учитель, очень добросовестный, подвергается унижению родителями тех, кто не ходит на уроки, и изначально в 10 классе не тянули уровень даже 9 класса. Зная, как руководство школ (а это сейчас люди, которые сами уроков не ведут, а более озабочены баллами роста / снижения показателей, отсутствием жалоб родителей, обрнадзора, местных чиновников, прокуратуры, просто каких-нибудь неадекватов) поступает в таких случаях, уверен, с 11 класса эту учительницу «уберут», если не уйдет сама.
Устойчивая тенденция падения уровня знаний по математике неизбежно ставят страну перед выбором:
1 вариант – формируется система списывания экзаменов на общенациональном уровне. Перед экзаменами будут выкладываться в интернет варианты, их сразу же будут решать репетиторы, а дети переносить на бумагу. Где-то это будет инициатива детей, а где-то прямо санкционировано руководством. К слову, торговля готовыми вариантами ОГЭ будет перспективнейший рынок услуг, норма прибыли может стать просто фантастической.
2 вариант – ученые убедительно доказывают, что в современном обществе такой уровень математики среднестатистическому человеку не нужен. После этого математика перестает быть обязательным экзаменом. Число сдающих ее выравнивается с сдающими историю, английский, химию, т.е. 1-5 человек на класс. При отсутствии обязательного экзамена учителя математики резко снижают планку требований, достаточно списать с доски решение, чтобы получить 3 или 4 (сейчас это действует в отношении детей с ОВЗ). В рамках профилизации математику в 10-11 классах сводят до 1 часа в неделю у гуманитариев, оставляют в полном объеме только у физико-математического уклона. Таких классов будет один-два в городе, и вообще не будет в сельских районах.
Именно так происходит сейчас в США. Только там это еще отягощено разговорами о расистской сущности этого предмета. Процитирую статью:
В американском Балтиморе образовательный скандал (это февраль 2023). Fox News сообщили, что ни один выпускник в 23 школах Балтимора (штат Мэриленд) не сдал государственный экзамен по математике. Всего в экзамене участвовали 2000 учеников. Они набрали ноль баллов. В 20 школах сдали 1-2 ученика на уровне своего класса. Всего в городе 150 школ.
Журналисты приводят данные, что в Балтиморе вообще самые плохие показатели успеваемости из всех округов штата. По данным Департамента образования штата, в 2022 году только 7% учащихся сдали тест по математике с 3 по 8 классы по программе класса. 93% экзамены по уровню своего класса провалили. Даже в лучшем округе штата тесты удовлетворительно сдали только 38%.
Жители города подали иск в суд против школ. Требуют забрать из них детей, так как дети якобы не научены даже считать. При этом губернатор Мэриленда, родом из Балтимора, объявил о крупнейших инвестициях в образование в истории штата. Округ же отчитался перед журналистами, что предпринимает шаги для исправления ситуации за счет расширения профессионального развития учителей, внедрения программ летнего обучения и продленного периода обучения в конце учебного дня (ничего не напоминает?).
Продолжение следует: № 2 - литература.