5 подписчиков

Ремонт генератора Bosch 180A

271 прочитал

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F)

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.

Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт".

Предыстория.

В один прекрасный день, после длительного простоя, я сажусь в машину, завожусь и спустя минут 15 после начала движения на приборной панели загорелся значок "аккумулятора".

Первым делом подумал на высаженный аккумулятор, поставил на зарядку, но ситуацию это не исправило.

Далее в дело пошёл вольтметр. На заведённом двигателе показания были в районе 12,7 вольт, что явно не соответствует норме (в норме должно быть около 14,5). Подозрения сместились на изношенные щётки.

И с этого момента началась эпопея=)

Итак, генератор был снят. Были заменены щетки, токосъёмные кольца, подшипники. Все было почищено, смазано и поставлено на место, итог - заряд не идёт.

Вердикт - неисправен регулятор напряжения. Его получилось заменить уже без снятия генератора (был установлен Utm RB0137A). После этого заряд пошёл, все стало работать как надо.

Спустя года два на приборную панель снова пришёл "аккумулятор". Исходя из того, что генератор весь перебран, я сразу предположил, что проблема в регуляторе напряжения. Был приобретён такой же регулятор и по итогу замены было видно что на регуляторе оплавилось посадочное отверстие одной из щёток и та перестала двигаться. Регулятор заменён, всё снова в полном порядке.

Спустя ещё год у бусика на холостом ходу начало мигать всё освещение (в т.ч. и освещение приборки). После гугления подозрения пали на неисправный диодный мост. Генератор был снят в очередной раз, диоды прозвонены, вердикт - диодный мост исправен. Была прозвонена обмотка генератора на предмет обрывов или замыканий, всё тоже в норме. И каким-то случайным образом было обнаружено, что погнут вал на котором крепятся токосъемные кольца, при вращении щетки неравномерно прилегают и идут просадки, из-за чего и может мигать освещение.

В итоге был приобретён ротор Krauf AVB2006UX, подшипники почищены, смазаны, генератор собран. Проблема с миганием освещения исчезла.

Ремонт.

Снятие генератора

Итак, приступим. Традиционно при ремонте автобуса, в любой непонятной ситуации - разбери всю морду.

Порядок действий примерно следующий:

  1. Снимаем подкрылки (левый подкрылок можно не снимать полностью, если вы сможете подлезть к болтам крепления бампера в районе нижнего угла фары)
  2. Если у вас стоит штатная защита двигателя, которая закрывает доступ к ремню генератора, снимаем её
  3. Снимаем бампер (P.S.: 2 болта спрятаны под верхними панельками бампера - снимаем их и откручиваем болты)
  4. Снимаем фары
  5. Откручиваем бачок охлаждающей жидкости и отодвигаем его в сторону; бачок гидроусилителя руля (его открутить у меня не получилось, оставил так, на фото видно)
  6. Если у вас стоит газовый упор, снимаем его и подпираем любым удобным способом капот; если нет - убираем штатный упор и ставим свой=)
  7. Откручиваем верхнюю часть телевизора и сдвигаем в сторону (как у меня) или убираем совсем (если получилось открутить бачок гидроусилителя)
  8. Теперь для того что бы отодвинуть кассету радиаторов, осталось открутить два неудобных болта крепления нижних подушек радиаторов
  9. Ослабляем натяжитель ремня генератора, фиксируем его в таком положении
  10. Откручиваем два болта генератора и сдергиваем его с посадочного места (возможно для этого потребуются некоторые усилия)
  11. Отодвигаем кассету радиаторов и вынимаем генератор наверх.

Ремонт генератора.

Сразу приведу список запчастей, которые вам могут понадобиться:

  • Ротор (якорь) - Bosch F00M322055 / Krauf AVB2006UX
  • Статор (наружная обмотка) - Krauf AFB5014AN / Tesla Technics TT74659
  • Диодный мост - VAG 03G903359B / Bosch F00M324005 / Krauf AEB9927UX
  • Обгонная муфта - VAG 03G903119 / Ina 535012410 / SNR GA75417 / SKF VKM03112
  • Крышка муфты (обычно идёт в комплекте с муфтой) - VAG 037145291 / Bosch F00M148611 / Krauf AZB5475DD
  • Подшипник (со стороны муфты) - VAG 021903221D / NSK 6303DDUCM / FAG 63032RSR / SKF 63032RSH
  • Регулятор напряжения - VAG 03G903803 / Bosch 1986AE0054 / UTM RB0137A
  • Подшипник (со стороны регулятора) - NSK 6202DDU / FAG 62022RSR / SKF 62022RS
  • Токосъемные кольца - Krauf ASB9930DD / Tesla Technics TT73079
  • Щетки - Krauf AHB2132

P.S.: Так же нам потребуется съёмник муфты - FORCE 674

Итак, генератор у нас в руках. Теперь наша задача его разобрать.

Для этого откручиваем 3 болта по для того что бы снять пластиковую крышку:

Генератор VW Transporter T5
Генератор VW Transporter T5

Для того что бы снять регулятор напряжения, потребуется открутить еще 4 болта:

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-4

Теперь развернём генератор и снимем муфту, для этого нам потребуется тот самый съёмник, о котором я упоминал выше (FORCE 674). Момент затяжки там довольно большой, так что стоит трезво оценивать свои возможности. У меня процесс выглядел примерно так:

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-5

Сняли муфту и приступаем непосредственно к разбору электромотора, для этого немного откручиваем 4 болта по краям (Torx T25):

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-6

Выкручиваем на 3-4 мм, НЕ ПОЛНОСТЬЮ. И аккуратно постукиваем по ним поочерёдно. Когда болты упрутся в корпус, выкручиваем ещё немного и повторяем процедуру. Когда части начнут чуть свободнее ходить, болты можно выкрутить и, уперев куда-то одну часть, аккуратно и равномерно со всех сторон постукивать по второй, пока они не разделятся полностью.

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-7

Теперь на одной половине у нас остается часть корпуса с диодным мостом и наружной обмоткой, а на второй - всё остальное.

Токосъемные кольца на пробеге около 230 тыс. км. выглядят примерно так:

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-8

Для того что бы снять их, потребуется вначале избавиться от подшипника. Его удобнее снимать при помощи небольшого "двухлапого" съёмника. У меня под рукой был только трёхлапый и мне пришлось немного сточить ему лапки для то что бы он нормально подлезал под подшипник.

Кольца соединены с якорем при помощи двух контактов, для того чтобы их отсоединить, достаточно тонкой отвёрткой разжать клеммы и отодвинуть провод. И теперь остается только снять старые кольца и установить новые, для этого поддеваем аккуратно плоской отверткой между валом и самими кольцами и отжимаем их наверх:

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-9

P.S.: новые кольца и подшипник лучше ставить после того как заменим подшипник со стороны муфты (см. чуть ниже).

После установки новых колец, контакты с якорем я пропаял для большей надёжности:

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-10

Новый подшипник легко устанавливается на своё место при помощи глубокой головки на 16 и молотка:

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-11

Для замены подшипника со стороны муфты переворачиваем нашу часть генератора и упираем её обо что-то деревянное так, что бы часть корпуса генератора легла на деревянную опору, а якорь свободно висел. Можно предварительно пролить соединение вдшкой. Теперь берём наш съёмник муфты, вставляем его в ось и взвешенными ударами молотка (ось скорее всего довольно сильно прикипела) начинаем выбивать ось из подшипника, при этом важно не переусердствовать с силой удара и не расколоть корпус генератора и не повредить ось ротора. Желательно не ронять сам ротор, что бы не погнуть обратную сторону оси (как показала практика, гнётся она довольно легко).

Спустя какое-то время мы разъединяем корпус с якорем и получаем доступ к болтам, которые держат подшипник:

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-12

Эти четыре болта скорее всего тоже прикипели к корпусу, лучше их пролить с обеих сторон вдшкой, а откручивать аккуратно ударной отвёрткой. После откручивания болтов и снятия крышки которую они держат, выбиваем подшипник с обратной стороны подходящей головкой.

Теперь можно ставить новый подшипник. Если на оси якоря видны следы коррозии, проходимся по ней скотч-брайтом или мелкой наждачкой, смазываем ее и она должна встать в посадочное место вообще без применения силы.

Теперь собираем обратную часть (токосъёмные кольца и подшипник) и откладываем эту часть генератора в сторону.

У нас остались не обслужены только щетки в регуляторе напряжения. Тут мой опыт говорит о том, что лучше купить новый регулятор и заменить этот узел целиком, но, для пытливых умов, давайте разберёмся как заменить щетки.

С обратной стороны щеток есть пластиковая крышечка, закрывающая контакты. Она запаяна намертво, поэтому её нам потребуется срезать любым удобным для вас способом. В итоге должно получиться примерно следующее:

P.S.: пластиковые упоры не выкидываем, они нам еще пригодятся.

Так выглядит старая и новая щётки:

Щетки генератора VW
Щетки генератора VW

Теперь рассверливаем контакты на регуляторе сверлом под болты которые есть под рукой:

P.S.: Все действия будут описаны на примере генератора Bosch 0121715042 (VAG 03G903023F) Кому не интересны мои душевные и физические страдания, можете сразу переходить к разделу "Ремонт". Предыстория.-15

Теперь вставляем щетки и пластиковые упоры в посадочные отверстия и прикручиваем провод контакта щётки к контактам на регуляторе.

Регулятор напряжения Transporter T5
Регулятор напряжения Transporter T5

Вот и всё! Все элементы нашего генератора обслужены, собираем всё в обратном порядке и наслаждаемся отличной работой узла!

P.S.: вдруг кому пригодится, прилагаю маркировку на диоде генератора:

Маркировка на диоде генератора Bosch 0121715042
Маркировка на диоде генератора Bosch 0121715042