Найти тему
Van Beatle

Всепланетное музыкальное шоу закончилось

О чем поет душа?
О чем поет душа?

На центральном городском проспекте у ресторана седоватый гитарист поливает соло через комбик-усилитель. Гитарные соло вдумчивые, печальные, выражают томление духа. Что слышат прохожие? Как гитара воет по ушедшей эпохе. Эпоха ушла и вместе с ней ушли вдумчивые соло и мотивы, пришли новые дураки, блогеры и тик-токеры. Вся эта новая молодежь неспособна к концентрации внимания боле чем на тридцать секунд и поэтому формат стандартного ролика в Тик-токе полминуты. Новые дураки уйдут туда же куда ушли предыдущие, в никуда. Там, нигде, за гранью жизни, там нет никакого смысла. Значит, весь смысл здесь, в самом жизненном пути.
Понятно, что артист без творческой самозадачи и публичности даже самому себе не нужен.
Стиль и время в популярной музыке сопряжены напрямую. Большинство поп-исполнителей продолжают почин "Гаврилиады" Пушкина, превращая в эстетику "огонь любви".

Прошлый век во многом был открытием всех тех сфер культуры, которые мы имеем сегодня: кинематограф, музыка и другие. Музыкантов прошлых лет можно совершенно спокойно называть первооткрывателями своей деятельности, а те, кто занимается этим сегодня (я говорю сейчас о музыкальной сфере), являются продолжателями. Опора для поп и рок музыки, так можно назвать десятилетие, начавшееся 50 лет назад.

Во времена классического рок-н-ролла музыка была не просто набором звуков, а образом жизни и подлинной революцией, вобравшей в себя все общечеловеческие ценности. Звучал рок и небо становилось ближе, а люди думали о чём-то большем, именно так должна звучать и воздействовать настоящая рок-музыка. Рок-опера «Иисус Христос - Суперзвезда» ("Jesus Christ - Superstar") и сейчас, спустя более полувека, является одной из непоколебимой вершин молодёжной культуры 70-х годов и мировой музыки!

Jesus Christ - Superstar
Jesus Christ - Superstar



Те аспекты морали, которые для нас очевидны сейчас, для молодых людей 17-25 лет, просто не существуют. Западная психология эпохи молодежного бунтарства всерьез рассматривала вопрос: а считать ли подростка полноценным человеком? Вспомним Есенина, сколько он девушек обидел. В личном общении поэты такие всякие бывают.
Выходки любого из нас в те годы были проявлением бунта ради моды на бунт, а вовсе не чем то личным.
В политическом смысле 70-е были чрезвычайно непростым десятилетием, но поп-музыка отзывалась на эти сложности ярко и разнообразно. На американских дискотеках зарождается диско, чёрные парни и девчонки делают популярными фанковые ритмы. В Англии и вовсе зреет настоящая музыкальная революция, когда тамошние ребята задумываются об эстетической ценности булавок, воткнутых куда попало, и дырок на штанах, а также о том, каким минимальным количеством аккордов можно обойтись, чтобы песня продолжала считаться музыкой.

По сегодняшним меркам грим Марка Болана во время исполнения его первого настоящего хита на британской телепередаче Top of the Pops выглядит довольно безобидно — всего-то немного блёсток под глазами. Однако именно с этого выступления ведёт свой отсчёт глэм-рок — музыкальный стиль, совместивший прилипчивые мелодии раннего рок-н-ролла с гитарным звуком 70-х и разрешивший мужчинам-исполнителям выглядеть настолько ярко и вычурно, насколько им того хотелось. Глэм вернул в посерьёзневший к концу 60-х рок веселье, краски и танцы, а также подарил нам расплывчатость гендерных границ (и Дэвида Боуи).
Глэм-рок как музыка популярная и танцевальная жил синглами, яркими песнями, которые можно было услышать по радио или в музыкальных автоматах. «Серьёзный» же рок ушёл осваивать формат большого концептуального высказывания длиной в альбом — и (безумным) бриллиантом этого подхода стал восьмой альбом четвёрки из Лондона, ведомой Роджером Уотерсом. «Тёмная сторона Луны» вывела работу над звуком на новый уровень — магия альбома жила не столько в наборе конкретных песен, сколько в выверенном до мельчайших деталей обволакивающем звуке, который сделал звездой не только группу, но даже их студийного инженера Алана Парсонса. «Луна» была настоящим альбомом-блокбастером, который не покидал чарты несколько лет кряду, и до сих пор остаётся одной из самых успешных пластинок всех времён — а её максималистский перфекционизм стал своего рода символом того интеллектуального подхода к рок-музыке, против которого через несколько лет взбунтуются ребята, которых назовут «панками».

The Dark Side Of The Moon Pink Floyd
The Dark Side Of The Moon Pink Floyd



К 70-м подросло первое послевоенное поколение немцев, среди которых нашлось немало желающих задуматься о том, как сделать немецкую музыку, что называется, great again. Ответом оказался отказ от влияния чёрной музыки с её блюзовым наследием и свингующими ритмами — вдохновившись традициями баухауса и современной промышленной архитектурой, немцы придумали собственный ритм, названный «моторным», ровный, плавный и гипнотизирующий. Словно едешь по шоссе — именно так, «Шоссе», и назывался первый сингл группы Kraftwerk, прозвучавший на всю Европу. Этот новый звук, опиравшийся скорее на машинную чёткость, нежели на формируемый человеком-исполнителем грув, через какие-то пять лет полностью изменит всю поп-музыку в мире.

Kraftwerk
Kraftwerk


Пока в Америке и Германии прокладывали мосты между прошлым и будущим при помощи синтезаторов, в Англии зрел протест небывалой силы — против всего сразу. Взяв за основу самый простой рок-н-ролл 50-х, панк-рок упростил его до двух-трёх базовых аккордов, разогнал до яростного шума и попутно отменил понятие профессионализма. Теперь музыка могла звучать расхлябанно, несобранно, опасно, сыро — главное было не в том, как чётко и изобретательно ты играл, а в том, что ты хотел сказать. Старшее поколение, конечно, возмутилось этакой демонстративной непричёсанности — но миллионы парней и девчонок по всему миру почувствовали, что в этой возможности звучать и выглядеть как попало, неправильно, невпопад кроется их шанс. Это была настоящая революция — музыка разделилась на «до» и «после».

Nina Hagen
Nina Hagen



По сути, «пост-панк» — это даже не совсем музыкальный стиль; скорее, это такой зонтичный бренд, объединяющий всё, что стало возможно «после панка». Панк открыл двери возможностей, и в эти двери немедленно хлынули музыканты-самоучки, музыканты-экспериментаторы, музыканты себе на уме, переизобретавшие знакомые звуковые формы каждый по своему усмотрению. Готическая романтика The Cure и трагический гулкий рок Joy Division с лидирующей ритм-секцией, шумовая архитектура Gang of Four и ироничный поп-примитивизм для синтезаторов Devo, трепетно-язвительный романтизм The Smiths и нервно-колкое отстранение Talking Heads — всё это пост-панк, разлетевшийся осколочной гранатой по всему миру в конце 70-х. Нет смысла даже пытаться подсчитать, на сколько процентов музыка сегодняшнего дня в самом широком смысле обязана звуковым и прочим новациям пост-панка — итоговая цифра будет опасно близка к ста.
Альбом для музыки, как роман для прозы. Как полнометражный фильм для кино. Конечная форма для вида художественной деятельности.
Именно музыка тяжёлого формата зародила философию отрицания роскоши и различных модных трендов. Идеология стиля гранж заключается в преобладании духовных ценностей над материальными.
Ник Кейв однажды сказал:
"Великая красота современной музыки и то, что придает ей остроту и жизненную силу, заключается в ее изощренно осторожном отношении к присвоению - все постоянно берут что-то у других. Это бешеная подпитка заимствованными идеями, которая способствует развитию рок-музыки - великого художественного эксперимента нашей эпохи".
The Beatles никогда не стеснялись заимствовать и делали это гениально. Популяризаторы рок-н-ролла были и до них, но именно The Beatles создали тот ажиотаж, от которого мы оправляемся до сих пор.

The Beatles
The Beatles



Музыка штука ассоциативная. Мы переслушиваем ту музыку, которая пришлась на светлые-позитивные периоды нашей жизни - чтобы пережить снова схожие ощущения.
А вот относительно того, что есть признаки конца этой де-эволюции, — интересная идея. Не будем буквально следовать Скотту Макконнеллу, считающему, что безумие стартовало в 2014 году и в целом закончится в 2034-м: это частности. Главное, что оно ведь когда-то же закончится. Как это было с великой и ужасной рок-эпохой середины 60-х — середины 70-х, где было намешано все: борьба за мир, наркотики, длинные волосы, свободная любовь, гениальная музыка и поэзия. Но как-то вдруг раз — и началась эпоха диско, все пошли танцевать в блестках и на высоких каблуках, кончились массовые шествия и коммуны ушедших из семьи и общества. Также закончатся и сегодняшние дураки,начнется другая игра.

Барабанщик BLACK SABBATH Билл Уорд написал в соцсетях следующее сообщение:
«В 1969 и 1970 годах мой музыкальный опыт был захватывающим, авантюрным, головокружительным и вдохновляющим. Дни, наполненные риском и энергией жизни... BLACK SABBATH была трудолюбивой гастрольной группой, становившейся всё сплочённей с каждым концертом. Глубоко в душе по окончании записи "Black Sabbath" я почувствовал себя более храбрым и неловким, имеющим возможность выйти и сыграть самые новые песни, такие как "Hand of Doom", "Iron Man", "Electric Funeral" и "War Pigs". Я знал, что эти песни были другими, и я был удивительно уверен в себе, что мы делаем музыку, которая при первом прослушивании может не быть популярной. Однако эти мысли перевешивали подавляющее чувство, что я был частью великой группы, создающей отличную музыку. Мне было двадцать два года, и осознавать это о нашей группе было не только приятно, но порой ошеломляюще. Я не знал, будут ли у нас хитовые записи, которые мы и сделали, но я знал, что нахожусь в мире чистоты и эйфории по поводу того, как мы играем и звучим. Ночь за ночью мы выплёскивали свою агрессию и эмоции на нашу аудиторию. Мы были единым целым, мы были все как один, всё было впереди и в нашу пользу. Быть одним из тех, кто жил в то время, — это почётно, но и это стоит того, чтобы вспомнить, и моя память воспламеняется крутыми переживаниями того периода, я бы ничего не стал менять, за исключением звучания бас-барабанов в "Iron Man". ».

Black Sabbath
Black Sabbath


В те времена поп-артисты выходили на сцену, и зритель видел, что это музыканты и певцы, а не клоуны. Pink Floyd, Beatles, Boney M, ABBA — да ради Бога! Творческий потенциал сделанной тогда музыки не иссякает через полвека!!!
Сейчас главные музыкальные бунты - это двусложные частушки, потому-что люди разучились воспринимать что-то более серьезное.
Все настоящие творчески верные и важные бунты закончились уже давно и остались в прошлом, а сейчас на вершине музыкального Олимпа торжествуют весьма странные направления характеризующиеся жанровыми приставками: "кринж", "ТикТок", "кек". Остается только задать вопрос самим себе - дальше может быть еще хуже, или это все?


Could been too high from me to understand it
Could been too high, too high for me
'Cause I can see myself invisible, goin' off space