В начале хочется зайти с философской стороны и посетовать на то, что в целом, по больнице, дела обстоят чаще всего так:
- зло, оно такое дерзкое, резкое, уверенное, энергичное
- а добро – вялое, слабое, робкое, стыдливое, словно боится проявиться и показать, что оно – добро. Словно доброта – это некая ущербность, как справка из психушки, словно быть добрым – это быть дурачком, не от мира сего, отсталым. Доброе дело делать как-то неловко, словно не хочется лишний раз выпендриваться, или быть в роли того, кому больше всех надо, или страшно, словно за это накажут. И мысли «с чего это я должен делать ему добро, а он мне что сделал? А мне вообще кто-то что-то делает хорошее? Так почему я должен?». Как-то так. А ведь должно быть наоборот. Зла нужно стыдиться, а добро всячески продвигать и восхвалять. Ан нет.
По теме.
В фильме «Дорогая Елена Сергеевна» есть чистое, беспримесное зло - двигатель всей истории мальчик Володя. Сын богатого, а главное, влиятельного папы, обеспеченный, избалованный заграничными шмотками и прочими дефицитами.
А мне Высоцкого отец из-за границы привез…
Ему уже проложена прямая дорога в светлое будущее в виде МИМО, куда он, без сомнения, поступит. Папа поможет, плюс Володя и сам не дурак. Он хорошо учится, он понимает, что нужно делать для того, чтобы не сойти с дорожки успешного человека. В общем, это не плохо и мажоров я лично люблю. С ними приятно иметь дело, они обаятельны, потому что не озлоблены и не закомплексованы. В целом по больнице.
Но Володе мало того, что уже дала ему жизнь, он хочет быть великим. Личностью с большой буквы, лидером, уж не знаю, кем еще, но чтобы мир узнал и содрогнулся от осознания всей его крутизны. И в представлении мальчика для достижения великих целей можно совершать любые, даже самые низкие поступки.
Это была его идея – прийти к учительнице под предлогом дня рождения и между делом попросить у нее ключ от сейфа. Который самому Володе и не нужен, он это делает «ради друзей». На которых ему плевать, он тренируется быть лидером на безответной училке и на безхарактерных, ведомых одноклассниках.
Володя даже заранее придумал плюшку для Елены Сергеевны, чтобы та охотнее шла навстречу их невозможной просьбе. Он обещает ей положить ее больную маму к известному профессору. Пожалуй, он смог бы сдержать обещание и уболтать папу, наплетя ему жалобную сказочку про несчастную любимую учительницу. Папа бы повелся, а Володя добился бы победы в своей пробной тренировочной манипуляции.
И вообще все гадкие предложения по «моральному разложению» учительницы исходят от него. И запереть входную дверь, и обрезать телефон, и обыскать, и сымитировать изнасилование Ляли. Кто знает, что еще мог бы придумать его изобретательный ум. На изнасиловании Елена ломается и отдает ключ, и Володя в тот момент впервые испытывает чувство некоей неловкости от того, сколько он всего натворил ради ненужной ему вещи. Впрочем, он быстро справляется с собой и вот он снова победитель по жизни.
Еще Володя страшен тем, что он очень умело подделывается под хорошего человека. Вспомните, как он, заперев дверь перед Еленой Сергеевной на ключ, испросив прежде ее разрешения позвонить, предупреждает домашних, чтобы не волновались, если он не придет ночевать. Как заботливо звучит его голос:
Ну как ты? Температуры нет? Ну пока, бабушке привет.
Как, наверное, рада мама, что воспитала такого внимательного, хорошего мальчика!
А что же так называемая оппозиция злу, то есть добро? Его по сути и нет в этом фильме. Не злые от природы дети, в которых и совесть есть:
Она нам так обрадовалась… Нехорошо все это…
И нормальный человеческий стыд за дурные поступки:
Простите, Елена Сергеевна… я не знаю сам… (это говорит Витя при обыске)
Эти дети, в отличие от Володи, не имеют никакой четкой позиции. Доброта и сочувствие в них заглушается, они то делают гадости, то стыдятся их и просят прощения. Они ведомы и подчиняются Володе, но их винить я не буду за отсутствие характера – они дети. Они только формируются как личности. Что, конечно, не снимает с них ответственности за их действия.
А Елена Сергеевна, жертвенная комсомолка, гордо тлеющая в углях борьбы за всеобщее благо, хоть и не злая по сути, наверное, даже добрая (хоть это и не точно), но настолько слабая, настолько неспособная не только дать отпор, но и даже жить в реальном мире, что аж страшно наблюдать за ней.
У меня, кстати, по ходу просмотра возник вопрос – когда ребята заперли квартиру и вылезли всем скопом на крышу с ее балкона, что мешало Елене Сергеевне запереть их там? И возможность была, Володя после так и сделал, заточив на крыше Пашу. А Елена Сергеевна даже не подумала об этом. Интересный факт.
И в итоге после просмотра фильма мы остаемся с такими данными. Зло победило, потому что уверенно и напористо шло вперед. Добро же вяло трепыхалось и в итоге покорно сдалось. У меня вопрос – почему не получилось наоборот?