В библиографии Булгакова есть пьеса «Батум». Она о молодом Сталине, который только начинал свой революционный путь. У пьесы трудная, трагическая история.
Булгаков долго не решался писать про вождя, но окружение убедило его. В 1938 работа закипела. МХАТ очень хотел выступить эффектно к юбилею Сталина, сам писатель планировал с помощью пьесы масштабно вернуться на театральную сцену. Ставить «Батум» взялся сам Немирович-Данченко, партийные работники постановку тоже одобряли.
В августе 1939 Булгаков вместе с творческой группой отправился в Грузию, чтобы продолжить работу над пьесой. Жена Михаила Афанасьевича вспоминала тревоги и предчувствия писателя перед поездкой:
🗯 Утром, проснувшись, Миша сказал, что, пораздумав во время бессонной ночи, пришёл к выводу — ехать сейчас в Батум не надо.
И всё-таки Булгаков с творческой группой сел в поезд. Прямо в вагоне, когда состав добрался до Серпухова, писатель получил телеграмму от директора МХАТа:
📨 Надобность поездки отпала возвращайтесь Москву.
По слухам, вето на постановку наложил сам Сталин. Считается, что именно стресс, пережитый Булгаковым в этот момент, стал отправной точкой его болезни.
Пьесу впервые опубликовали в США в 1977. На сцене она появилась только в 1992, но почти тут же была отменена.