72,7K подписчиков

Как понять, работает ли терапия?

8,5K прочитали
Пятничные вопросы :
Пятничные вопросы :

Вот, допустим, болит у человека зуб. Пришел больной к стоматологу, получил укольчик в щеку, зуб быстренько просверлили, пломбу по цвету подобрали, зашлифовали, не успел человек глазом моргнуть, зуб как новенький. Хороший стоматолог!

Или пластический хирург. Вот вам фото до, вот вам фото после, зажило быстро, чувствительность нигде не потерялась, и главное, не по цене крыла самолета. Хороший хирург? Офигенный!

А я обратилась к доктору души, сиречь к психотерапевту. Причины - общая апатия, снижение интереса к жизни, быстрая утомляемость, в общем, самодиагностированная депрессия. У нас было уже около 10 сеансов, на которых мы разговариваем. Мы просто разговариваем, про родителей (куда же без них?), про деспотичного мужа, про залюбленного ребеночка. В последний раз я уже просто выдавливала из себя темы для беседы. Понимаете, Малка, я не знаю, как работает психотерапевт, мне не с чем сравнить. Должны ли быть какие-то тесты? Домашние задания? кейс-стади? У нас этого всего нет. Только беседы. И да, я спрашивала о том, что будет дальше. Ответом было, что первые сеансы мы собираем анамнез, а дальше как пойдет.

Вопросы следующие:

1. Есть ли методы оценки эффективность терапии и специалиста?

2. Вправе ли я рассчитывать на какие-то сдвиги (а их пока нет) после 10 сеансов?

3. Говорят, что если вам что-то кажется, то это не кажется. Так вот, мне кажется, что терапевт преувеличивает мои некоторые проблемы.

Вообще, если у вас или у вашей аудитории был опыт выхода из депрессии с помощью терапии без препаратов, можете поделиться, как это происходило? как с вами работали? какими-то вехами? временным периодом? Просто поймите меня, время идет, деньги платятся, изменений нет, на сколько все затянется - не понятно. Вдруг это не мой специалист? Вдруг я теряю время? А вдруг все идет своим чередом и я уже на полпути к успеху?

Заранее спасибо за ваш ответ.

Ну, аудитория пусть сама про себя расскажет, а мне из личного опыта рассказать нечего. У меня никогда не было депрессии. У меня тревожное расстройство, тут либо - либо, потому что нельзя иметь все сразу.

Я была в терапии три раза. Первый раз я была в упадке из-за несчастной любви (тогда мне это казалось проблемой, золотое было времечко, заметим в скобках), и терапировало меня гештальт-светило. Никакой радости мне эти сеансы не доставляли, но в моем случае это ни о чем не говорит: мне и маникюр не доставляет радости, и парикмахер тоже нет, про стоматолога и говорить нечего. Я просто терплю, потому что надо. Терапию я тоже терпела, потому что было надо (ну, я тогда так решила), и через пару месяцев мне, как ни странно, полегчало. 

Сейчас уже сложно сказать, светило помогло или само устаканилось. Теперь, оглядываясь на этот период, я думаю, что главным тут было вот что. Перед этим меня очень обидно бортанул мужик, и это было унизительно, потому что я была в этой истории пассивной стороной - это со мной что-то делали, а не я. А я такого не выношу. Приезжая на сессии, я, конечно, ворчала, что трачу деньги и время на общение, то есть в моих глазах на самую малоценную вещь на свете. Но гораздо важнее было чувство, что теперь не со мной что-то делают, а я что-то делаю - приезжаю, плачу, сижу разговариваю и вообще занимаюсь своей проблемой. То есть контроль и сила снова были у меня, значит - все в порядке, проблемы больше нет. 

Так что эту терапию я не считаю напрасной, потому что результат я получила (неважно как и почему), а на процесс мне было и есть наплевать, мне ни один процесс сроду не доставлял радости, кроме, может быть, процесса покупки нового пальто(зачеркнуто).

Второй раз был уже не гештальт, это была академическая классика. Это было, когда мой ребенок погибал от анорексии. Тут у нас с терапевтом сложился полный альянс, мы были люди одного круга и понимали друг друга с полуслова. Это тоже были разговоры, и, как положено, совсем не по актуальной теме, а про всякий семейный бэкграунд (мой), и это мне в итоге тоже помогло.

В моем случае вообще сложно оценивать эффективность по стандартным признакам. Есть, например, такой классический критерий, как настроение после сеанса. Т.е. если вы выходите с сеанса и вам лучше, чем до - значит, терапия работает. В моем случае этот критерий нерелевантен, потому что я всегда чувствую себя счастливой, когда что-то закончилось. Мне после чего угодно лучше, чем до, потому что наконец-то все позади и я снова на воле. Но в этой истории я реально получила поддержку, и я благодарна за нее до сих пор.

Третий раз это была КПТ. Терапевтом был мой давний френд еще по ЖЖ, нереальной крутизны чувак. Да, в КПТ можно терапировать знакомых, в этом направлении вообще нет ни соплей, ни придыхания, ни прочей трепетной ерунды. Твою голову просто чинят как машину, вставляя туда правильные мысли вместо неправильных, быстро и хладнокровно. Я в восторге от этого подхода, потому что я вообще люблю, чтоб быстро и хладнокровно. Обратилась я с паническими атаками, и через два месяца атак уже не было. Нет, этот специалист не берет сейчас новых пациентов.

Но это тоже не было чистым экспериментом, потому что параллельно меня вел психиатр на противотревожных препаратах. Я вообще за фарму, всегда и везде. На хрена долго и тщательно синтезировать правильную биохимию мозга силами организма, если можно нужным веществом просто закинуться. Это все равно что самой взбивать майонез, а перед этим завести курей и дождаться яиц для этого майонеза, в то время как можно купить готовый за 60 рублей.

Ваш вопрос был о критериях эффективности и не зря ли вы тратите свой ресурс. На этот вопрос объективного ответа не существует.

Во-первых, во многих направлениях понятие результата вообще сильно размыто. Там господствует примат процесса над результатом. Для меня это неприемлемо, а кому-то вполне заходит. В конце концов, лучше ходить терапироваться, чем водку пить.

А во-вторых, опять-таки люди разные. А терапевт, вы не поверите, тоже человек, и вы с ним, как ни прискорбно, вступаете в отношения. Так вот, для меня, если от человека нет толку месяц или дольше, отношения с этим человеком прекращаются. А есть люди, готовые возделывать отношения годами, и у них часто в итоге тоже что-то получается, и эти затраты не кажутся им напрасными или чрезмерными.