79 подписчиков

Клод Дебюсси

Фотография французского композитора Клода Дебюсси (1962-1918), сделанная в 1908 году. Ателье Nadar, Париж. (Национальная библиотека Франции) Реставрация и колоризация - Студия ALEX ART @alexartstudio для Tommy Crow
Фотография французского композитора Клода Дебюсси (1962-1918), сделанная в 1908 году. Ателье Nadar, Париж. (Национальная библиотека Франции) Реставрация и колоризация - Студия ALEX ART @alexartstudio для Tommy Crow

Клод Дебюсси (1862-1918) - французский композитор, наиболее известный своей фортепианной и оркестровой музыкой. Такие произведения, как Clair de Lune, стали фортепианными стандартами, в то время как La Mer, с его необычным использованием инструментов и импрессионистическим использованием звуковых волн вместо мелодий, разрушил стереотипы и положил начало инновационной музыке модернизма 20-го века.

Ранняя жизнь

Клод Ахилл Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле, ныне западном пригороде Парижа. Отец Клода, Мануэль-Ахилл, владел посудной лавкой, прежде чем перейти к другим способам заработка на жизнь, и он хотел, чтобы его сын стал моряком, а это означало, что он не был очень заинтересован в том, чтобы дать ему формальное образование.

К счастью, Клод научился играть на фортепиано у мадам Моуте, (возможно) бывшей ученицы Фредерика Шопена (1810-1849), когда он гостил у своей тети Клементины в Каннах на юге Франции, где часто проводил каникулы. Вскоре Клод достиг достаточных успехов, чтобы поступить в Парижскую консерваторию в октябре 1872 года, когда ему было десять лет.

Впечатляя своей способностью сочинять и импровизировать, Клод, тем не менее, беспокоил своих учителей своим полным пренебрежением к музыкальным условностям. Молодой пианист предпочитал следовать только одному правилу: "mon plaisir" ("мое удовольствие"). К 1884 году Клод завоевал несколько премий, но наиболее престижной, была Римская премия, за его кантату "Блудный сын". Часть призовых денег пошли на обучение в Риме. Вернувшись во Францию в феврале 1887 года, он был очарован творчеством Рихарда Вагнера (1813-1883), даже посетил в 1888 году баварский Байройт, город, где состоялись премьеры многих опер Вагнера.

Музыкальный стиль

В зрелые годы Дебюсси далеко отошел от вагнеровской традиции, которая отбрасывала свою мощную тень на музыку; к тому времени он описал творчество Вагнера как "прекрасный закат, который был ошибочно принят за рассвет". Дебюсси был композитором современной музыки, и его зрелое творчество полностью контрастировало с романтической музыкой Вагнера. Французский композитор однажды описал свой собственный стиль как "гибкий и приспосабливаемый к фантазиям и мечтам".

В своем творчестве Дебюсси испытал особое влияние Модеста Мусоргского (1839-1881), средневековой музыки и яванской музыки, с которой он столкнулся в Париже в исполнении гастролирующих трупп. Большинство великих композиторов и их одержимость формой наскучили Дебюсси, который, напротив, рассматривал музыку исключительно как "состоящую из красок и ритмов".

Фотография 1893 года, на которой французский композитор Клод Дебюсси (1962-1918) играет на пианино в доме Люзанси со своим другом Эрнестом Шоссоном.
Фотография 1893 года, на которой французский композитор Клод Дебюсси (1962-1918) играет на пианино в доме Люзанси со своим другом Эрнестом Шоссоном.

Кроме того, Дебюсси был новатором не только в своей игре на клавишах пианино, но и на педалях. Целью композитора было сделать фортепиано "инструментом без молоточков". Это было отмечено Альфредо Казеллой, который, наблюдая за игрой Дебюсси, заметил: "Создавалось впечатление, что он действительно играл на струнах инструмента, без механической помощи клавиш и молотков. Он нажимал на педали так, как никто другой никогда не делал. Результатом стала чистая поэзия".

Дебюсси вдохновлялся художниками в других областях, в частности поэтами-символистами и художниками-импрессионистами. Он познакомился с этими художниками и их творчеством на парижском Монмартре, где Дебюсси снял квартиру в 1890-х годах. Он сочинил музыкальные партитуры на стихи своего соотечественника-француза Поля Верлена (1844-1896). Кантата Дебюсси "Мадемуазель элуэ" ("Блаженная Дамозель") 1889 года была написана по мотивам поэмы Данте Габриэля Россетти (1828-1882) и имела успех у публики, когда состоялась премьера в апреле 1893 года.

Подобно художникам нового импрессионизма (последняя четверть 19 века), которые использовали короткие, быстрые и узнаваемые мазки кистью, чтобы передать преходящие эффекты света, Дебюсси использовал короткие звуковые волны для создания своего воздействия на слушателя (хотя ему самому не нравилось, когда его называли музыкантом-импрессионистом).

Источником вдохновения для восточной гамеланской музыки стало ее минималистское использование инструментов и звуков. Эксперименты Дебюсси с формой включали "новые фортепианные звучания и гамму, основанную на целых тонах, без четкого центра клавиш". Новаторский стиль Дебюсси не всегда находил поклонников. Коллега французского композитора Сезар Франк (1822-1890) незабываемо описал творчество Дебюсси как "музыку на остриях игл".

Характер и семья

Дебюсси любил все самое прекрасное в жизни, даже если его личные финансы очень часто были в плачевном состоянии. Историк музыки К. Шонберг дает следующее краткое описание характера Дебюсси:

"
Он должен был окружить себя прекрасными гравюрами и книгами. Он был гурманом с заметным пристрастием к икре. Он одевался по-дендистски, в комплекте с тщательно подобранным галстуком, накидкой и широкополой шляпой. Он точно знал, чего хочет от жизни, и брал это, игнорируя все остальное…[он был] сложным и сдержанным человеком, в чью оболочку было трудно проникнуть. У него было мало друзей и еще меньше близких…Он всегда был ненормально обидчивым – быстро обижался, чувствителен до маниакальности... Он ненавидел появляться на публике, ненавидел дирижировать, ненавидел играть на пианино на концерте. Он предпочитал кошек людям и никогда не обходился без одной или нескольких сиамских кошек".

Фотография французского композитора Клода Дебюсси (1962-1918) и сидящего Игоря Стравинского (1882-1971), сделанная Эриком Сати в 1910 году. (Библиотека оперы Гарнье, Париж)
Фотография французского композитора Клода Дебюсси (1962-1918) и сидящего Игоря Стравинского (1882-1971), сделанная Эриком Сати в 1910 году. (Библиотека оперы Гарнье, Париж)

Когда Дебюсси было 18 лет, он влюбился в гораздо более взрослую певицу-сопрано Мари-Бланш Васнье. Увлеченный, молодой композитор написал много песен для своей возлюбленной. В конце 1880-х годов у Дебюсси был роман с замужней женщиной. Во время пребывания на Монмартре его постоянной девушкой была Габриэль Дюпон, чье происхождение и профессия остаются загадкой, таково было отвращение Дебюсси к разговорам с другими о своей личной жизни.

Нехватка денег обострила отношения, и пара рассталась в 1898 году. В октябре 1899 года Дебюсси женился на натурщице художника Розали (Лили) Тексье, но этим отношениям не суждено было продлиться долго. В июле 1904 года Дебюсси сбежал с женой банкира, певицей Эммой Бардак (1862-1934). Вернувшись в Париж и поселившись на авеню Булонский лес, Дебюсси и Бардак в октябре 1905 года родили дочь Клод-Эмму, она же Шушу. Дебюсси и Бардак поженились 20 января 1908 года.

Импрессионист-символист

Одно из самых известных произведений Дебюсси, "Лунный свет", взято из его сюиты "Бергамаска", написанной в 1890 году. Другие произведения для фортепиано этого периода включают "Галантные праздники" (1891-1904) и сюиту для фортепиано (1894-1904). "Ноктюрны", еще одно знаменитое произведение Дебюсси, представляют собой оркестровый триптих, части которого получили следующие названия: Nuages (Облака), Fêtes (фестивали) и Sirènes (Сирены).

Соответственно, три части изображают пасмурный день на берегу Сены, карнавал в Париже с духовым оркестром и пение русалок. Трио "Ноктюрны" было составлено между 1897 и 1899 годами. Другие работы, похожие на работы импрессионистов, включают "Сады под дождем" (Jardins sous la pluie) и "Вечер в Гранаде" (Evening in Grenada).

Струнными инструментами Дебюсси не пренебрегал струнный квартет 1893 года и новаторская оркестровая пьеса 1894 года "Прелюдия к полудню фавна" (Prelude à L'après-midi d'un faune), которая стала его первым большим успехом. Прелюдии 1909-12 годов для фортепиано включают "Дочь шеве де лин" ("Девушка с льняными волосами") и "Английский собор" ("Затопленный собор").

Фирменным произведением Дебюсси является его симфонический этюд 1905 года "La Mer" ("Море"), который, как следует из названия, был вдохновлен движением моря. Дебюсси сочинил эту пьесу, когда отдыхал в Гранд-отеле в Истборне на юге Англии. Кроме того, композитор был вдохновлен японским художником Кацусикой Хокусаем (1760-1849), в частности его всемирно известной гравюрой 1831 года "Великая волна Канагавы".

"Ла Мер", написанный между 1903 и 1905 годами, на самом деле представляет собой три симфонических зарисовки: "Любовь посередине моря" ("От рассвета до полудня на море"), "Игра волн" ("Jeux de vagues") и "Диалог ветра и моря" ("Диалог ветра и моря").). Пьеса включает в себя инновационные звуки, такие как скрежет монеты по тарелке.

Сценические работы

Дебюсси интересовался сценическими произведениями в начале своей карьеры и время от времени возвращался к этому жанру на протяжении всей своей жизни. Ранние произведения, такие как цикл песен "Три поэмы Бодлера" 1889 года и опера "Родриг и Химена" 1892 года, подражали Вагнеру и не имели успеха, последняя даже не была закончена при жизни Дебюсси.

Премьера "Пеллеаса и Мелизанды" состоялась в парижской "Опера-Комик" в апреле 1902 года. Опера основана на драме, написанной бельгийским писателем-символистом Морисом Метерлинком (1862-1949). По либретто Голо спасает в лесу молодую девушку по имени Мелизанда, они же Мэри, но сын Голо Пеллеас влюбляется в Мелизанду. Голо убивает своего сына, и Мелисанда умирает при родах. Сложная история и персонажи в сочетании с необычными разговорными диалогами и похожей на пьесу партитурой, лишенной традиционных арий, не смогли заинтересовать первоначальную аудиторию, но с тех пор она стала высоко ценимым компонентом оперного репертуара.

Дебюсси обратился к балетной музыке для своей "Кхаммы" 1911 года. Затем его балет "Jeux" 1913 года был заказан Сергеем Дягилевым для "Русских балетов", международной гастрольной труппы, базирующейся в Париже. Хореографом балета был знаменитый танцовщик Вацлав Нижинский (1890-1950). Дебюсси все еще работал над двумя операми, каждая из которых состояла всего из одного акта и была основана на рассказах Эдгара Аллана По (1809-1849) – "Дьявол в замке Беффруа" ("Дьявол на колокольне") и ("Падение дома Ашеров"), однако они не были завершены из за проблем со здоровьем.

Основные произведения Дебюсси

К наиболее важным произведениям Клода Дебюсси относятся:

Люкс "Бергамаск" – включает в себя "Клер де Лун" (1890)
Прелюдия к "Полудню фавна" - Прелюдия к симфонической поэме "Полдень фавна" (1892-4)
Опера "Пеллеас и Мелизанда" (1893-1902)
Струнный квартет соль минор (1893)
Оркестровое произведение "Ноктюрны" (1899)
Ла Мер – Море, симфонический этюд (1905)
Изображения: Оркестровая установка "Ронды первых времен" (1905-7)
Фортепианная сюита для детского уголка (1908)
Прелюдии для фортепиано (1910, 1913)
Балет "Кхамма" (1911)
Новый балет (1913)

Смерть и наследие

В 1914 году у Дебюсси был диагностирован рак, он страдал от его последствий уже несколько лет. Он продолжал сочинять, в том числе "В белом и черном цвете" в 1915 году, которые представляли собой три пьесы для двух фортепиано, посвященные трем его друзьям, погибшим во время продолжающейся Первой мировой войны (1914-1918). Он начал работать над шестью сонатами, но они так и не были завершены. Клод Дебюсси умер 25 марта 1918 года в Париже, его останки сейчас покоятся на кладбище Пасси в Париже.

Для многих Дебюсси освободил музыку от общепринятых форм и указал путь еще более новаторским композиторам-модернистам, таким как Бела Барток (1881-1945) и Оливье Мессиан (1908-1992). "Феерия искусства" Игоря Стравинского (1882-1971), оркестровая фантазия 1908 года, демонстрирует сильное влияние Дебюсси, в то время как его симфонии для духовых инструментов 1921 года были посвящены Дебюсси.

Стравинский однажды заметил: "Музыканты моего поколения и я сам больше всего обязаны Дебюсси". Морис Равель (1875-1937) был еще одним поклонником, и в 1909 году он аранжировал "Ноктюрны" Дебюсси для двух фортепиано. Как лаконично сказано в Музыкальной энциклопедии, "Дебюсси был одним из основоположников музыки двадцатого века".

По-прежнему чрезвычайно популярная сегодня музыка Дебюсси продолжает очаровывать своей уникальной озабоченностью тем, что он сам называл "таинственным соответствием между природой и воображением". Заботясь прежде всего о тоне, звучности и настроении, Дебюсси является "музыкальным художником и эпиграмматистом".

Материал подготовлен Студией ALEX ART https://vk.com/studioalexart для Tommy Crow #Дебюсси #Композитор #Музыкант #классика