Найти тему
Alterlit Creative Group™

С дежурств на отработку

О проекте приучения детей к труду в современных школах расскажет Анастасия Миронова:

Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал, что ему до сих пор помогает в жизни школьный труд. Не в смысле уроков труда, где мальчиков учили слесарному делу и вождению, а девочек — шить. Помогали, я так понимаю, дежурства в классе, мытье доски, уборка пола… Министр объявил, что все это вернется в школы.

Честно говоря, редкая новость, к которой даже не знаю, как и относиться. С одной стороны, у меня самой дома будущая второклассница, которая без нудных внушений не уберет с пола разбросанные книжки и которой навык хотя бы раз в две недели помахать тряпкой не помешает. С другой...

Ооо, с другой у меня, как и у любого советского и постсоветского ребенка, целый чемодан воспоминаний о разнообразных трудовых обязанностях, дежурствах и отработках. И речь не про уроки труда: там учили что-то делать, а не трудиться ради самого процесса. Хотя в нашей тюменской школе был обратный пример: у нас трудовик приспособил старшеклассников к производству бирок. Натурально гардеробные бирки с номерами, мальчики штамповали их на уроках несколько лет, трудовик все сдавал в учреждения и тем жил, так что в этом случае дети с ранних лет в прямом смысле работали, можно даже сказать, попали в рабство. Сразу этак классов пятнадцать.

Но то были эксцессы. Норма же состояла в вечных дежурствах и летнем труде. В школе мы с начальных классов дежурили в столовой. Нас снимали по графику с уроков, там мы накрывали на столы, разносили компоты, тарелки, убирали крошки. Это было почетное и волнительное занятие, ведь мы пропускали уроки. Помню и ощущение взрослости. Какие мы большие, можем себе позволить не ходить на математику, а расставляем стаканы.

Почему нас заставляли дежурить по столовой? Это было приучение к труду или отсутствовали ставки для уборщиц? Все мои школьные годы уложились в 90-е. Может быть, у тех, кто учился раньше или позже, в школах были разносчицы? Может, они и у нас были, но сидели все время на кухне или таскали домой рыбу с крупой: сколько помню школьные годы, постоянно выходили из школы толстомордые поварихи с огромными тюками.

С дежурством по классу тоже были вопросы. Сегодня у моей дочки в школе есть дежурство в классе. Дежурный помогает учителю, например, разнести по столам раздаточные материалы, собрать тетради. Не уверена, стирают ли они мел с доски — может быть.

В моем детстве дежурные мыли пол! Нас разбивали на группы то ли по три человека, то ли по пять. Называлось это звездочками. Мы даже знали, откуда пошло название, но, собственно, от движения октябрят застали только мытье полов.

Почему мы их мыли? Наверное, в школе не было уборщицы? Но я все равно помню. В наше ещё время их называли техничками. Технички были. Но мы все равно мыли.

Однако самое интересное: мы должны были сбрасываться на уборку кабинетов. Были времена, когда деньги с родителей тянули и на охрану, и на ремонт. При этом пол мы мыли сами. Я лично деньги не сдавала, впрочем. Саботировала.

А ремонт? Скидывались на ремонт. Сколько помню, ремонт заключался в покраске окон и, в лучшем случае, побелке потолка, хотя это уже далеко даже не каждые пять лет. Стало быть, покупали краску. Красили сами. Это называлось отработкой.

Летом была такая в школах, помните? Даже какие-то справки за нее требовали. Например, без штампа об отработке не выдавали в библиотеке учебники на будущий год. Отрабатывали не только покраской окон. Можно было трудиться в той же библиотеке — разбирать те же учебники. Один раз у меня была отработка, после четвертого класса, на поделках: мы несколько дней выстригали из бумаги непонятные штуки, которые были нужны к новому учебному году. В какой-то из дней мне у офтальмолога закапали капли для расширения глазного дна, но я так и продолжила выстригать, не попадая по линиям отрыва. Меня не отпускали с отработки!

Все годы гадала: кому же мы так задолжали, что должны были отрабатывать? Между прочим, отработка у нас была даже в последнее садичное лето: мы считались выпускниками и были на неделю-две рассортированы по младшим группам — помогать воспитательницам следить за малышами. Это называлось именно отработкой.

Была отработка и в университете. После зачисления нужно было «отрабатывать». Господи, да мы в аудиториях были только на вступительных экзаменах, а все равно оказались должны. Помню отработку: нужно было летом помогать разбирать личные дела. Говорили, кто не отработает, того не допустят до занятий.

В итоге допустили всех. И всех отправили на вторую отработку. Мы, первокурсницы филфака, красавицы и отличницы, минимум неделю, а то и несколько выносили мусор со стройплощадки, смывали цементную пыль: готовили новую библиотеку, открытую в здании бывшей тюрьмы НКВД. Потом там поставили мемориал в память о тысячах расстрелянных. На отработке нашу однокурсницу сбила машина. И ничего! Наверное, то было эхо «картошки». В совхозы нас уже не возили, но горы цементной пыли мы вымести успели. Рассказы о картошке я слушала всегда с недоумением и воспринимала их как продолжение школьного дежурства. А потом узнала, что в Средней Азии детей чуть ли не с семи лет гоняли «на хлопок». Тоже отрабатывать. Все школьные годы, все студенческие. Причем, из столицы республик брали только учащихся училищ и техникумов — из институтов боялись. Но остальным прививали любовь к труду по полной. Дети и студенты собирали хлопок под дефолиантами: идут на сборы, а соседнее поле опрыскивает «кукурузник». У меня бывший муж был художник. Рассказывал, как их, студентов худучилища, на один семестр в году отправляли в поля, где ежедневно нужно было собрать 60 кг хлопка. «Мощность студента — 60 кило ваты».

А еще у нас было подобие стройотрядов, они тогда назывались мэрскими. В 2000-е работа в них для школьников была уже делом добровольным и оплачиваемым, а в наше время — обязательным. Мы ходили на уборку территории и там нам даже что-то платили. Я на первую зарплату купила альбом для наклеивания вкладышей, потом было мучительно стыдно за потраченные деньги и время. Лучше бы я читала две недели... Но та уборка была обязательной. Фактически, это тоже являлось отработкой.

Приучение к труду дело хорошее. Но если оно так уж хорошо, почему в наше время придумывали всякую ерунду про отработки, почему прямо не называли все эти натирания столов и намывание пола приучением к труду?

Приучить ребенка хотелось бы. Чтобы все свелось к вымешиванию цементной пыли и мытью полов ради экономии на уборщице — не очень.

Анастасия Миронова для портала Альтерлит