Найти тему
Ридус

Человек с ружьем — самый эффективный отпугиватель птиц

Оглавление

В России в полтора раза увеличилось число столкновений самолетов с птицами. За январь — май 2023 года эта цифра выросла на 82%: на 31 мая в гражданской авиации зарегистрирован 31 такой инцидент против 17 на 31 мая 2022 года. Такие данные приводятся в письме главы Росавиации Александра Нерадько, которое он направил руководителям территориальных подразделений ведомства и авиационных предприятий в начале июня этого года.

Глава Росавиации отметил и увеличение количества случаев столкновений или угрозы столкновений с другими животными на территории аэродромов. Это лисицы, бродячие собаки, кошки, зайцы и другие животные. Но все-таки основной угрозой для самолетов являются птицы.

Грозная опасность

© unsplash.com
© unsplash.com

По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно в мире происходит более 5000 столкновений воздушных судов с птицами. Почти в половине случаев птицы попадают в двигатель, в результате самолету приходится возвращаться в аэропорт. Попадание молнии в фюзеляж чаще всего гораздо безобиднее птицы, влетевшей в кабину или воздухозаборник двигателя.

В мировой авиации термином bird strike обозначают столкновение воздушного судна с птицей, что часто является чрезвычайным происшествием.

Считается, что первая катастрофа, случившаяся по вине птицы, произошла в 1912 году в Калифорнии. Чайка своим телом перерубила управление рулями, и крылатая машина упала в океан. С 1942 по 1946 год в американские самолеты попали 473 птицы с последствиями различной тяжести.

Ущерб, наносимый птицами летательным аппаратам, сегодня огромен. В одних только США количество бёрдстрайков оценивается в 13 тысяч ежегодно.

В книге «Испытано в небе» летчик Марк Галлай рассказал о собственной встрече в небе с грачом, который на высоте 200 метров пробил фонарь кабины и нокаутировал пилота. Только неимоверная удача (Галлай на время потерял сознание) и мастерство пилота позволили избежать трагедии. Впоследствии он писал:

«Судите сами: беспредельное воздушное пространство, и в нём небольшая птица. Так надо же было уткнуться в неё прямёхонько лобовым стеклом кабины! До этого мне казалось, что столкнуться с летящей птицей столь же маловероятно, как, например, угодить под метеорит, падающий на Землю из космического пространства. Тем не менее это случилось».

К счастью, благодаря стараниям авиаконструкторов к катастрофам это приводит нечасто, примерно один раз на миллиард часов налёта, однако ежегодно гражданская авиация во всем мире теряет около 1,2 миллиарда долларов из-за повреждений, которые самолеты получают от пернатых — от вмятин в обтекателях до списаний бортов после аварийных посадок в кукурузные поля. Чаще всего повреждаются двигатели и стекла кабины пилотов.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Чайка.© unsplash.com
Чайка.© unsplash.com

На территории аэропортов основную опасность в большинстве регионов России представляют чайки и врановые птицы. Это обычные чёрная и серая вороны, грачи, сойки, сороки. Семейство состоит из более чем 120 различных видов птиц, представленных практически на всех континентах.

Реже угрозу представляют скворцы, утки, куропатки, кулики, также проводящие время на ВПП, рулёжных дорожках и грунтовых участках или гнездящиеся и кормящиеся поблизости от аэропортов. Голуби тоже могут быть проблемными птицами, если они кормятся на зерновых полях по соседству или привлечены пищевыми отходами в зоне аэровокзала либо используют ангары как места для отдыха и гнездования. Большая часть столкновений с птицами происходит на небольшой высоте при взлёте и посадке, причём в первом случае опасность от этого наиболее высока в тёмное время суток.

Глаза и крики хищных птиц, пушки, пугала, воздушные змеи и многое другое

Пропановая пушка.© Соцсети
Пропановая пушка.© Соцсети

Что касается защиты российских аэропортов, то для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счет выделения газа пушка издает хлопки, похожие на звук выстрела из огнестрельного оружия, которые слышны на расстоянии до километра), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.

Аэропорты применяют также зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты и пугала. В некоторых аэропортах, в частности в Домодедове, держат и хищных птиц — ястребов-тетеревятников. Их задача, однако, не в том, чтобы выловить всех непрошеных гостей, а в том, чтобы их напугать: условная ворона видит, что дело пахнет керосином, и предпочитает ретироваться, оповестив всех остальных.

Зеркальные шары с глазами хищных птиц.© fermer-plus.ru
Зеркальные шары с глазами хищных птиц.© fermer-plus.ru

В частности, холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» разработал систему орнитологической безопасности полетов для аэропортов под названием Orni. Она способна отслеживать полет до ста птиц одновременно на расстоянии до 21 километра. Оборудование успешно прошло тестовую эксплуатацию в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге.

Orni включает подсистему радиолокационного обнаружения и сопровождения, оснащенную одним — четырьмя пассивными когерентными локаторами, а также подсистему сопряжения с биоакустическими излучателями и другими устройствами, которые отпугивают птиц, оказавшихся в опасной для полетов зоне. Устройства не создают помехи и не влияют на работу радиотехнического оборудования самолетов и аэропортов.

Комплекс получил программное обеспечение, которое фиксирует и вносит в архив все полеты птиц, контролирует работу подсистем и обменивается информацией с другими службами аэропорта. Вся работа Orni ведется в автоматическом режиме.

Необходимое послесловие

© unsplash.com
© unsplash.com

Борьба с птицами ведется с переменным успехом. Они быстро привыкают к отпугивающим сигналам. Яркие изображения глаз хищных птиц, применяемых на шарах для борьбы с пернатыми, через некоторое время перестают действовать на них, и пернатые их игнорируют.

Соколы и ястребы болеют, линяют, устают, требуют специфического ухода и дрессировки. К тому же, например, чайки, как только хищник садится на руку человека-охотника, тут же возвращаются на старое место. Птицы перестают бояться удаленных звуковых источников опасности и не улетают далеко от аэродрома.

Поэтому, как и в прошлом, утверждают отечественные эксперты и даже некоторые западные, самый эффективный отпугиватель птиц — это человек с ружьем, охотник. При виде его включается многовековой инстинкт самосохранения, все птицы разлетаются, лисицы, бродячие собаки, кошки, зайцы и другие животные разбегаются, мыши и кроты забиваются в норы.

Порой охотник или охотники, периодически обходящие территорию аэродрома, оказываются гораздо эффективнее, чем технические средства отпугивания. К сожалению, человек с ружьем сегодня используется в другом месте и с другими целями. Но, я думаю, это временное явление.

Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист

Специально для Ridus.ru