Найти тему
Исторический музей

Тунгусский шаман

Серия скульптур «Народности России» — одна из самых значительных работ Жака-Доминика Рашетта, возглавлявшего с 1779 по 1809 год скульптурную мастерскую Императорского фарфорового завода. К этому периоду относится Первое в истории русского фарфора обращение к национальному сюжету.

Серия «Народы России», созданная Рашеттом в 1780-1790-е гг., включала 32 произведения. Три скульптурные группы и 29 фигур были созданы по мотивам иллюстраций книги Иоганна-Готлиба Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов».

Национальная тема в фарфоре, успешно начатая Императорским заводом, получила свое развитие на частных предприятиях в XIX веке. Вторая серия «Народов России» была выполнена на заводе Гарднера в 1870-е гг. и вышла в широкий выпуск в 1890-1900-е гг., когда завод уже принадлежал Товариществу М. С. Кузнецова. Модели фигур были выполнены по изданию Густава-Теодора Паули «Этнографическое описание народов России», приуроченного к 1000-летию России. Помимо коренных народов страны, скульптуры представляли и греков, болгар, курдов и другие диаспоры.

Третья серия «Народов России», автором моделей которой был скульптор Павел Павлович Каменский (1858–1922), относится к 1907-1917 гг. Каменский с 1886 по 1901 год работал в Дирекции Императорских театров скульптором и декоратором, и в 1907 году он принял предложение управляющего Императорским фарфоровым заводом и был утвержден на должность главного скульптора серии.

Масштабная серия из 74 фигур была создана по инициативе императора Николая II к первой всеобщей переписи населения.

Источником для создания моделей послужили материалы Кунсткамеры и и этнографического отдела Русского музея. За точностью воспроизведения костюмов и типажей следил известный ученый, академик В. В. Радлов.

Павел Каменский изобразил одну из самых важных фигур этой народности — тунгусского шамана. Мужчина запечатлен в момент призыва духов — в состоянии транса, в руках у него бубен и колотушка.

Магические звуки способствовали созданию атмосферы для общения с духами богов или предков. Кожаный плащ, надетый на шамана, также выполняет религиозную функцию: он придает шаману сверхъестественные способности, и тот приобретает силу духов.

Скульптура «Тунгусский шаман». Каменский П. П. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.
Скульптура «Тунгусский шаман». Каменский П. П. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.

Русский этнограф Якоб Иоганн Линденау описывает шаманское камлание так: «Когда шаман одет в свою одежду, с жезлом и бубном, он садится против огня и начинает что-то бормотать. Затем он очень слабо ударяет в бубен, через некоторое время начинает тихо петь, причем, когда поет, тихо ударяет в бубен, а когда наступает пауза в пении — в бубен бьет сильнее. Он поет:

Seveki minngiv, (H)unngiv, evgiski ngenelde, osilbu ngaslilra
3angru 3ukamu, menggun ahiv Koltarkican, en’mu, evgiki (evgihki) tutmelde, hunteki hongadildam Еdgi erideku, n’amican, deging-u, 3angracan bujun, ilangrican ucikcan, evgiski ngenеlre, (Н)unngi-hi exterеn.
Buga ed’an, Ammu, evgiski emli, edu tegli, ullenges bodekun.
Majalbi n’ungeli, etudeten mindu. Edu evideku, su-de evilre.
Gongnelre, (h)urker, en’mur erikiv edu emungesen, urkedur tegungesen.
Dejden kadarсan ojdedun ogirlilde, dolbucandun inengu ihilre (= iкеlre ?) n’aningdur joltendur amandur.
Кojedes(en) tomtondur. Utudun kojedes(en). Аit kojelre minduev-da orol-el minngi(l).


Перевод текста:
«Бог мой, хозяин мой, сюда идите, предков зовите.
Мои десять чумов, моя серебряная жена Колтаркичан, моя мать, сюда бегите вместе, я начну вам жаловаться (плакаться).
Я здесь позову, важенка, моя птица, десяток диких оленей, три верховых оленя, сюда идите, Хозяин (ваш) ждет.
Хозяин леса, Отец мой, сюда приходи, здесь сядь, мы мяса тебе дадим.
Своим духам-невидимкам — майа укажи, пусть они охраняют меня.
Я здесь играть буду, и вы играйте. Идите позовите, парни, свою мать лягушку, сюда приведите, у дверей посадите.
Над верхом скал поднимитесь, ночью и днем смотрите (пойте?), на свое Небо, на свое Солнце, на своего Отца.
Смотрите (Смотри) на холмы. Hа болотистую тундру смотрите (смотри). Хорошо смотрите за мной, на все смотрите, и вы, мои олени.»

Скульптура «Тунгусский шаман». Каменский П. П. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.
Скульптура «Тунгусский шаман». Каменский П. П. Императорский фарфоровый завод. 1910 г.

В своей работе Каменский допустил всего лишь одну неточность: обычно тунгусские шаманы носили специальный головной убор, однако у некоторых народов нужно было заслужить право носить его.