Говорить о аудио (в нашем случае о аудиотехнике) можно по-разному. Можно вести теоретические дискуссии опираясь исключительно на технические данные изделия и его цену, а можно постигать возможности аппарата на практике (если и возможность и практика имеется) что с одной стороны казалось бы более убедительно, но с другой, как показывает опыт, убедить оппонента (или оппонентов) в том, что чёрное - это чёрное, а белое - это белое удаётся далеко не всегда в обоих случаях. При условии что эти оппоненты сидят не рядом с тобой в КДП (комнате для прослушивания), а взирают на твои высказывания дистанционно, то есть в интернете. И это главный (но не единственный) парадокс. Хотя парадокс ли? Давайте попробуем разобраться.
А разбираться, как известно, всегда лучше на конкретных примерах. Ну вот с конкретики и начну:
Пример первый. Моё, не слишком оптимистичное высказывание в адрес усилителя именитого бренда стоимостью ...40000Р. (сорок тысяч) в числе прочих вызвало вот такую реакцию:
"...Автор, а Вы схему его видели?, как что и из чего собрано видели? Руками трогали? Слышали как играет? На каком заводе собирают знаете? Кто владеет и что у них с технологиями Вам известно?..." И, далее "...То есть у вас нашлись деньги купить и в спокойной обстановке дома прослушать? Или Ваших доходов хватает только на картинки в интернете? Дешевый тупой треп. Никаких фактов, обывательские малограмотные рассуждения, выдаваемые за внезапно открывшуюся истину..."
Можно было бы на такой комментарий и не отвечать, однако я ответил и там, где он был написан и, отчасти, дублирую этот ответ здесь. Причём здесь - более развёрнуто. Ни схема, ни как и из чего собран усилитель и тем более знание, на каком заводе он собран, не дают ответа на главный вопрос - как он звучит. А вот цена - иногда ( особенно в данном случае ) ответ даёт. Ну не может НОВЫЙ усилитель, да ещё и с именитым шильдиком на фронтальной панели, звучать хорошо, стОя 40 тысяч и будучи при этом богато упакован функционально и имея хороший корпус (а он (корпус) действительно хороший). Верить в то, что при всех вышеприведённых аргументах, здесь "живёт" ещё и хороший звук - всё равно что верить, что в банке за 59Р с надписью "Тушёная говядина", находится именно говядина. И хотя я действительно не слышал как именно этот усилитель звучит, но уверен что он звучит примерно так же, как и любой другой за плюс/минус схожую стоимость.
Что касается моих доходов ("...Или Ваших доходов хватает только на картинки в интернете?..."), то во-первых заглядывать в чужой кошелёк даже в такой вот трактовке - не очень прилично, а во-вторых моих доходов более чем достаточно для того чтобы раз в два месяца покупать подобные усилители и тестировать их живьём, вот только зачем? Чтобы получать в качестве "благодарности" такие вот комментарии? За последние годы я делал много приобретений и даже в этом году приобретал новую аппаратуру. Причём не за 40000, а в несколько раз дороже. Казалось бы ну здесь то что может пойти не так? Ещё как может.
Другие (а может быть и те же самые) комментаторы точно так же стремились убедить меня в том, что я приобрёл ..."хлам" ( воздержусь от цитирования оригинальных эпитетов) за бешеные деньги. Но самое смешное (и пародоксальное) в том, что на этот раз НИ ОДИН из этих комментаторов НЕ СЛУШАЛ этот аппарат вживую, так же, как и я не слушал тот первый (за 40). Но у меня в его отношении были аргументы (которые я уже привёл выше и считаю вполне убедительными) почему он не может звучать хорошо, а вот среди аргументов комментаторов, заочно ругающих второй аппарат, лично я НИ ОДНОГО убедительного не узрел.
Но это лишь два полярных примера того, как теория и практика меняются местами и при этом истина по прежнему где-то там, за горизонтом.
Но и при живом прослушивании, то есть когда вся фокус-группа находится в одном помещении и слушает один и тот же сетап, истина хотя и выглядывает из-за горизонта, но на расстояние вытянутой руки всё равно не приближается. Почему? Да потому что все мы разные и слух у каждого свой, индивидуальный. И способность воспринимать тот или другой диапазон звуковых частот не играет решающего значения при выносе вердикта. Всё эти разрешения, микро и макро-динамика, энерговооруженность, позволяющая контролировать и "раскачивать" даже самую тугую акустику - не имеют значения если сам звук далёк от твоего личного понимания идеального и комфортного звучания. Поэтому казалось бы безупречные с технической точки зрения Hegel или Michi по звуку нравятся не всем. Как впрочем и их "сладкоголосые" оппоненты из той же ценовой категории. Потому что один слушатель предпочитает в звуке точность, а другой - естественность, натуральность. Да, безусловно есть усилители и акустические системы (да и источники) совмещающие в себе и то и другое в нужной пропорции но, как правило, их цена не позволяет считать их доступным решением "for Masses".
А значит для большинства желающих приобрести что то новое, выбор сужается до того предела, в котором все решения в какой-то мере компромиссные. И хотя ничего лучше живого прослушивания при выборе аудиотехники нет и быть не может, но возможности такого прослушивания многие лишены. И поэтому вынуждены покупать "вслепую", ориентируясь на отзывы потребителей (если таковые имеются) или обзоры аудио-журналистов/блоггеров. Верить или не верить этим отзывам и обзорам дело сугубо личное, но " проверять алгеброй гармонию" в такой ситуации не лишне. То есть математическим путём высчитывать приблизительную заводскую себестоимость изделия. Поверьте, это может порой сказать пусть не обо всём, но о многом. Но парадоксы восприятия всё равно никуда не денутся. Однако их количество всегда можно свести к минимуму.