Продолжаю публиковать выдержки из книги Азиза Ресулбеговича-Дефтердаревича "Вишеград и окрестности" (1934 год).
Расписанная скала возле села Жлиеб
Добрун-град или город Добрун , который мы упомянули ранее, некогда был самым известным городом в описываемой области и известен ещё с XV века наряду с другими известными городами старых сербских земель.
По народному преданию, город основала в 1440 году «Проклятая Ерина» - жена сербского деспота Георгия Бранковича, но эта версия не подтверждена исторически. Если связать данную версию с тем, что в 1439 году деспот Георгий вернулся из Венгрии и скрылся в своих землях в Подринье, которое ещё не было завоёвано турками, то это могло бы подтвердить её.
Но имеются неоспоримые факты, свидетельствующих о том, что Добрун куда более старого происхождения. Народ тогда переживал тяжёлые времена и все невзгоды приписывал жене Георгия – «Проклятой Ерине» , из-за которой получил своё второе название и Добрун.
По народному преданию, которое опубликовал в 1887 году в «Источнике» священник Алекса Джурович из Биело-Брдо, Добрун-град сдал туркам некий Йован Калауз, монастырский кмет, который в награду получил от турецкого султана все поля вокруг Добруна.
Во время Османской империи в Добруне располагался турецкий гарнизон, а городом управлял султанский диздар. В народе сегодня довольно мало известна интересная легенда о том, как туркам удалось захватить Добрун-град, в котором жили знатные сербские вельможи.
Народная легенда звучит так:
"Добрун-град построил деспот Георгий Бранкович после Косовской битвы. Спустя некоторое время султан Селим решил захватить город и попробовал взять его с помощью войск из сегодняшнего Нови-Пазарского Санджака. Султан двинулся к Добрун-граду, обошёл его со стороны реки Лим и занял место на Дрини, где позднее был построен Вишеград.
Все попытки турецкого войска были бесплодны, потому что Добрун-град был защищён скалами, и к нему нельзя было подступить ни с одной стороны.
В то время около Добруна жил монастырский кмет Йован Калауз. Он пришёл к султану и сказал ему, что прибыл для того, чтобы сдать ему город. Султан обещал Йовану всё, что он захочет получить в награду. Тогда Йован рассказал, что в такой-то день из Добруна выйдут сваты, которым нужно будет привести невесту из города Исарджика, что выше сегодняшнего Приеполя. Султан пусть развернёт армию по Лиму, встретит сватов и перебьёт их, когда они будут возвращаться с девушкой, и тогда часть турецкого войска сможет войти в Добрун по той дороге, по которой пойдут сваты. Для встречи сватов из Добрун-града выйдет всё сербское войско и начальники, султан разобьёт их перед городом и возьмёт Добрун без затруднений.
Султан сделал так, как посоветовал Йован. По реке Лим он послал большую армию, которая приготовила засаду на дороге ниже сегодняшнего Прибоя, и здесь на равнине встретила и разбила добрунских сватов. Была большая битва, пролилось много крови. На этом месте и сейчас осталось много могил, они называются «Кладбище сватов». Отсюда турецкая армия, переодетая в одежду убитых сватов, двинулась ночью вдоль реки Будимлии, распевая свадебные песни, и, когда турки дошли до моста перед Добруном, все горожане вышли им навстречу. Здесь обе стороны столкнулись и настала кровавая сеча. И сегодня на том месте есть турецкие могилы, а по записям известно, что тут погибло несколько турецких пашей и гази. Сербские могилы не найти, видимо, никто не хоронил погибших в бою сербов.
И так с помощью предательства монастырского кмета Йована Калауза турки взяли Добрун-град, разорили его до основания, а дома разграбили и сожгли. Тогда же опустела и была забыта и добрунская церковь.
После всего этого султан подозвал Йована Калауза и спросил его, что он хочет в награду за то, что сдал Добрун-град. Йован попросил, чтобы султан подарил ему поля вокруг Добруна и чтобы это навсегда была его личная земля. Султан дал Йовану все поля вокруг города и подтвердил это фирманом, в котором было сказано, что никто не может отнять у него эти земли. Позднее Йован отуречился, получил имя Муйо, и от него и сегодня осталось несколько семей, которые называются Муйовичи, а добрунские поля называются Калаузовина.
Около моста перед Добруном, где произошла великая битва, султан Селим построил мечеть в память о взятии города»
Знаменитый город старой Боснии словно забыли в том же далёком времени, когда он был вписан в анналы истории, а после него остались лишь развалины, о которых позднее слагали легенды в народе.