БТ-7 – колесно-гусеничный легкий советский танк 30-40-х годов прошлого века, являющийся дальнейшим развитием серии советских быстроходных танков, в частности БТ-2 и БТ-5. «БТ» – обозначает серию быстроходных легких танков и расшифровывается, как «быстроходный танк», 7 – порядковый номер модификации легких танков линейки БТ.
История и предпосылки создания
Опыт боев гражданской войны в Испании показывал, что существующие и состоящие на вооружении РККА в тот период легкие быстроходные танки нуждаются в серьезных усовершенствованиях как в ходовой части, так и огневой мощи.
К тому же, еще в начале января 1933 года, когда проводились работы по доводке документации легкого танка БТ-5, на Харьковском заводе конструкторское бюро танкостроения получило установку на разработку нового танка, в котором планировалось устранить недостатки танков предыдущих моделей.
Планировалось улучшить ходовую часть и повысить огневую мощь за счет установку 45-миллиметрового орудия. Техническая документация и чертежи нового танка, получившего индекс БТ-7, была разработана группой конструкторов уже в ноябре 1934 года, в январе 1934 года был собран первый прототип танка.
За создание танка БТ-7 ХПЗ в 1935 году был награжден Орденом Ленина.
Компоновка
Танк БТ-7 по сути дела являлся модернизированной конструкцией танков БТ-5. Компоновку танка БТ-7 принято считать классической. Как и у танков, предыдущих модификаций, бронекорпус от кормы до носа разделялся на три отделения. В кормовом отделении располагался двигатель с радиаторами охлаждения, а так же топливными баками справой и левой стороны по бортам корпуса. Средняя часть корпуса представляла собой боевое отделение, в котором размещалось два члена экипажа: командир в башне, заряжающий чуть ниже его с левой стороны. Отделение управления находилось в носовой части корпуса и включало в себя коробку скоростей и место механика-водителя, которое так же занимало часть боевого отделения.
Экипаж как попадал в танк, так и покидал его через три основных люка, два из которых размещались в крыше башни и один – в передней части корпуса.
Бронезащита корпуса и башни
Броневая защита танка БТ-7 разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу. Предполагалось, что броня легкого танка БТ-7 сможет выдержать попадание даже крупнокалиберных пуль, калибром до 18 миллиметров.
Сборка броневого корпуса легкого танка БТ-7 производилась путем сваривания броневых листов между собой и на каркас. Лобовая часть корпуса состояла из двух бронеплит изогнутых к верху и днищу корпуса под углом в 60 градусов к вертикали. Толщина данных бронеплит у танков образца 1934 года составляла 20 миллиметров, а у танков других модификаций более позднего периода – 22 миллиметра. Борта корпуса собирались из цельно катаных бронеплит толщиной в 13 миллиметров. Такой же толщины были и две броневые плиты, которые формировали кормовую часть корпуса, они изгибались к низу последовательно под углами в 10 и 38 градусов, а к верху в 53 градуса от вертикальной нормали. Днище корпуса имело толщину бронеплиты, из которой было сформировано, в 6 миллиметров.
В танках БТ-7 ранний серий выпуска на корпус со смещением ближе к его носовой части устанавливалась цилиндрическая башня. После 1937 года с конвейера сошли танки БТ-7 с конической башней с углом наклона к вертикали в 12 градусов во фронтальном просвете. В боковом просвете наклон лобовой и кормовой частей башни к вертикали составлял соответственно 12 и 13 градусов при толщине броневой плиты в 13 миллиметров (в моделям БТ-7М и БТ-7А броня была усилена до 15 миллиметров) по кругу башни. Ее крыша формировалась из бронеплиты толщиной в 10 миллиметров.
Лобовая часть башни имела проем под установку маски с орудием и пулеметов. Сама маска пушки была исполнена в форме продолговатого цилиндрического сегмента из изогнутой катаной броневой плиты, с отверстиями под пушку, прицел и спаренный пулемёт. Башня танка БТ-7 на погон непосредственно в броневую крышу корпуса и формировала с его центральной частью боевое отделение.
Вооружение
В качестве основного вооружения легкого танка БТ-7 использовалась нарезная пушка 20-К образца 1934 года калибром в 45 миллиметров, установленная в маску башни. В артиллерийских модификациях БТ-7А использовалась пушка КТ-28 калибра 76,2 миллиметра. Боекомплект к пушке 20-Л состоял из 172 снарядов (188 – у танков с конической башней), которые размещались по стенкам башни и корпуса, а так же на полике оси поворота башни. БТ-7А боекомплект сокращался до 78 снарядов и выстрелов к орудию.
В танках БТ-7 образца 1934 года с цилиндрической башней устанавливался в маску башни спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 миллиметра. Иногда некоторые танки оснащались еще кормовыми и зенитными пулеметами ДТ, но это производилось в случае отсутствия на танке радиостанции. В танках БТ-7 с конической башней вооружение кормовым пулеметом ДТ в специальной нише стало обязательным. Боекомплект к пулеметам ДТ состоял из 2031 (2394 – танка с конической башней) патрона, которые комплектовались в магазины.
Советский легкий танк БТ-7, таранивший немецкую штабную машину, август 1941 года
Ходовая часть, двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки танка БТ-7 практически всех модификаций использовался карбюраторный V-образный двенадцатицилиндровый двигатель М-17Т с жидкостным охлаждением. Двигатель М-17Т развивал мощность порядка 400 лошадиных сил, что позволяло танку БТ-7 развивать скорость по шоссе 52 и 72 километра в час соответственно на гусеницах и колесах. В танках модели БТ-7М в качестве привода применили дизельный двигатель В-2, который развивал такую же мощность.
Танк БТ-7 имел механическую трансмиссию, которая состояла из:
главного многодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения; пятиступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колёсном ходе;
пятиступенчатой коробки передач (одна передача заднего хода и четыре передачи переднего);
двух бортовых многодисковых фрикционов с тормозами ленточного типа;
двух бортовых одноступенчатых редукторов;
двух гитарных редукторов привода задних опорных катков, которые являются ведущими при колёсном ходе.
Тип подвески у танков БТ-7 классическая Кристи, различаемая как пружинная (свечная) индивидуальная подвеска. Три пружины, смонтированные вертикально относительно правого и левого бортов корпуса, располагались между внешним бронелистом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна пружина устанавливалась в горизонтальное положение внутри корпуса в средней части боевого отделения. Пружины, установленные вертикально, связывались через балансиры со средними и задними опорными катками, а, установленные горизонтально, — с управляемыми передними катками.
Легкий танк БТ-7 имел колёсно-гусеничный комбинированный движитель, который состоял из двух ведущих задних колёс в диаметре 640 миллиметров, двух передних направляющих колёс в диаметре 550 миллиметров, восьми опорных катков в диаметре 815 миллиметров с бандажами из резины и двух стальных многозвенных гусениц, имеющих ширину трака 263 миллиметра. При движении танка БТ-7 на колёсном ходу гусеницы снимались, демонтировались на четыре составляющие и помещались в надгусеничные полки. Привод при движении танка на колесном ходу производился на задние опорные катки, а управление – через поворот передних катков.
Боевое применение
Боевое применение легких танков БТ-7 за всю их историю использования в армии было достаточно широким. Первое боевое крещение танк БТ-7 получил в боях на Халхин-Голе. Тогда в составе 11-й и 6-й легкотанковых бригад они прошли форсированным маршем более пятисот километров и практически сходу вступили в бой.
Танки БТ-7 с успехом применялись РККА в польском походе и в ходе Зимней войны с Финляндией. Именно тут обнаружился их серьезный недостаток при движении на колесах по песчанным и заснеженным поверхностям.
Практически все модификации легкого танка БТ-7 приняли участие в Великой Отечественной войне. Непрофессионализм командиров среднего и высшего звена РККА привел к тому, что большая часть танков БТ-7 была потеряна на начальном этапе войны. Лишь в разгар немецкого наступления под Москвой в 1941 году пришло осознание того, что танки БТ-7 лучше всего использовать из засад при хорошей маскировке позиции. Танк БТ-7 прошел всю войну с Германией, принимая участие практически во всех сражениях Красной Армии.
Состояли трофейные танки БТ-7 и на вооружении Вермахта, венгерской и финской армии. В некоторых источниках упоминается об использовании немцами трофейных танков БТ-7 в наступлении под Москвой в 1941 году. Два танка, захваченные под Харьковом, находились в строю до 1945 года в Венгерской армии и были уничтожены в ходе Балатонской оборонительной операции. Финская армия использовала трофейные танки практически всю войну и в послевоенный период, но особый успех в их использовании ни в каких отечественных и зарубежных источниках не отмечен.
Простоявшие всю войну танки БТ-7 в составе дальневосточных дивизий приняли участие в форсировании Большого Хингана в военных действиях с Японией, закончив свой боевой путь военным парадом в освобожденном Харбине.
На танке БТ-7 начинал войну известный советский ас Григорий Николаевич Найдин, который уже 25 июня 1941 года недалеко от поселка Рудишкес именно на танке БТ-7 уничтожил колону из 15 немецких танков и 10 полевых орудий.
В послевоенный период легкий танк БТ-7 состоял на вооружении как РРКА, так и армий Китая, Монголии, Финляндии, Румынии, Польши и Чехословакии.