Найти тему
17,8K подписчиков

Феномен фиджитал-спорта: 10 ключевых позиций

234 прочитали

АВТОР: Владимир Леднев
Вице-президент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», научный руководитель факультета Индустрии спорта, зав. кафедрой Спортивного менеджмента, д-р экон. наук, профессор

Весь мир сегодня стремительно вошел в эпоху информационного общества, что привело к достаточно быстрой цифровой трансформации экономики и социума. Спорт как важнейший элемент социальной сферы общества не мог остаться в стороне от всеобщей компьютеризации, информатизации и последующей цифровизации. Сделаю скромную попытку показать свою субъективную точку зрения на основные позиции развития цифрового спорта.

   Александр Кряжев / Фотохост-агентство «РИА Новости»
Александр Кряжев / Фотохост-агентство «РИА Новости»

1. Почему появился цифровой спорт?

Цифровые виды спорта в мире появились около 20 лет назад и стали стремительно развиваться. Родоначальником можно смело называть киберспорт, который сегодня уже стал важнейшим звеном большой игровой индустрии. В России первые зачатки игровой индустрии появились в 2008–2009 гг., а официальное признание киберспорт (у нас он называется компьютерный спорт) получил в 2010 году. Более того, в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 г. используется термин «инновационные виды спорта», среди которых можно выделить компьютерный спорт, спортивное программирование, фиджитал-спорт и некоторые другие.

Если не сильно вдаваться в терминологическую дискуссию, а для простоты использовать термин «цифровой спорт», важно понять, почему он так неожиданно появился и так бурно и стремительно сейчас развивается. Причин, видимо, очень много, но можно выделить несколько основных:

  • компьютеры стали обычным и повседневным атрибутом нашей жизни (особенно среди молодежи);
  • почти везде есть доступный и «дешевый» интернет;
  • стало много разных и недорогих компьютерных игр.

Поэтому появление цифровых видов спорта — это процесс понятный, естественный и абсолютно эволюционный. Станут ли они полноценными конкурентами традиционных видов спорта, покажет только время, но то, что у них уже есть своя сформировавшаяся целевая аудитория и большой интерес со стороны потенциальных инвесторов и спонсоров, — вещь уже вполне очевидная.

2. Фиджитал-спорт — самый молодой вид спорта.

Из всех цифровых видов спорта самый новый и молодой сегодня — это фиджитал-спорт. Его официальное признание произошло 31 января 2023 г., и он теперь включен во Всероссийский реестр видов спорта. Как сказано в приказе Минспорта России, «фиджитал-спорт — это функционально-цифровой спорт», то есть, по сути, сочетание и синергия физической активности и цифровых технологий. В этом, кстати, важное отличие от киберспорта, где есть только компьютерные игры, но нет физической и двигательной активности.

Вид спорта очень молодой, но в плане будущей соревновательной деятельности уже есть серьезный и весомый ориентир: в 2024 г. состоится Международный мультиспортивный турнир «Игры Будущего» (г. Казань), который во многом поможет развивать это новое и интересное движение инновационных видов спорта.

3. Необходимо развивать индустриальные атрибуты фиджитал-спорта.

Если сразу и хорошо развивать фиджитал-спорт, то необходимо помнить об обязательных индустриальных атрибутах любого вида спорта:

  • популяризация и массовость;
  • многоуровневая система соревнований;
  • спортивная и технологическая инфраструктура;
  • кадровое обеспечение (менеджеры, тренеры, судьи);
  • финансирование и коммерциализация.

Возникает разумный вопрос: а кто всеми этими вопросами должен заниматься? Ответ очевиден и понятен: спортивная федерация по виду спорта. Тем более не так давно она уже появилась: это Всероссийская федерация фиджитал-спорта. Естественно, на первых порах она должна очень эффективно взаимодействовать с органами государственной власти всех уровней. Тогда, безусловно, дело пойдет.

4. Для федерации фиджитал-спорта необходима стратегия развития.

Всероссийская федерация просто обязана иметь стратегию своего развития на несколько лет, то есть должна быть как минимум программа развития вида спорта и план конкретных мероприятий. Очень важно, чтобы стратегия писалась «не в тиши отдельных кабинетов», а разрабатывалась открыто и гласно с помощью практиков, экспертов и «болеющих за дело» других участников. Необходимо «на старте» обратить внимание на ряд принципиальных моментов:

  • довольно быстрое развитие региональной структуры (без региональной федерации будет практически невозможно развивать фиджитал-спорт в конкретном регионе);
  • необходимо найти на местах людей, у которых «горят глаза» на развитие фиджитал-спорта, то есть нужны общественность, сообщество и единомышленники;
  • необходимо наладить деловые отношения с другими региональными федерациями по видам спорта, где есть возможность сочетать и соединять физическую активность и цифровые технологии (например, футбол, хоккей, баскетбол, теннис, ММА и т.д. );
  • должно быть много разных соревнований (простых, доступных и массовых).

5. Откуда появится массовость?

Массовость быстро не появится, но важно сразу развивать основные сегменты фиджитал-спорта: школьный и студенческий спорт, массовый и любительский спорт. Дело это очень непростое, но в этом случае сильно помогут региональные федерации и организация многочисленных соревнований. Сразу хочется сказать, что массовость «по указке» не делается. Кстати, считается, что молодежь сильно увлекается киберспортом, но по официальной статистике Минспорта России на 31.12.2022 г. таких только 290 тыс. человек на всю Россию. Это к вопросу об «иллюзиях, что все играют».

6. Можно ли сделать фиджитал-спорт популярным?

Задача очень непростая, так как уже сегодня появляется конкуренция между цифровыми видами спорта: киберспорт и фиджитал-спорт. А дальше мы увидим, что фиджитал-спорт точно будет конкурировать за желающих им заниматься и участников соревнований с традиционными видами спорта, где уже есть симуляторы и компьютерные игры. К этой конкуренции федерация уже должна быть готова. Кстати, потом пойдет борьба за зрителя и болельщика на соревнованиях и в сети Интернет. Спорт сегодня — это арена серьезной конкурентной борьбы.

7. Необходима клубная система.

Фиджитал-спорт лучше развивать, когда будет сразу формироваться клубная система. Наверное, это будет проще делать на базе уже создающихся фиджитал-центров. Но в простейшей модели пока фиджитал-центр — это во многом техническая и технологическая инфраструктура. Но желающие заниматься фиджитал-спортом должны не просто «играть», а иметь возможность тренироваться и дальше участвовать в соревнованиях. Поэтому фиджитал-клубы очень нужны, в том числе для популяризации и повышения уровня спортивных результатов.

8. Для развития фиджитал-спорта нужна стройная система соревнований.

Стройная, многоуровневая система соревнований по каждому виду спорта создается обычно много лет, но у фиджитал-спорта нет такого времени «на раскачку». Поэтому соревнований должно быть много и разных:

  • простые школьные турниры и соревнования между школами (в городе, в регионе и всероссийские);
  • студенческие турниры;
  • любительские турниры и массовые соревнования.

Важны главные принципы: доступность, легко зарегистрироваться, быстро принять участие, хорошая инфраструктура, квалифицированное судейство. И так должно быть в каждом регионе и городе. И тогда сами участники этих соревнований будут «продвигать и популяризировать» этот вид спорта.

9. Где найти зрителей?

Любой спорт, как известно, существует для зрителей, поэтому у фиджитал-спорта должна формироваться своя целевая аудитория зрителей и болельщиков. Наверное, на первых порах можно «замахнуться» на целевую аудиторию киберспорта, но это можно сделать только «на старте». А дальше федерация вместе с региональными структурами, клубами и организаторами соревнований должна создать собственную и массовую целевую аудиторию тех, кто будет смотреть, болеть и получать «наслаждение» от фиджитал-соревнований. Возможно, это самая сложная задача для нового вида спорта.

10. Возможна ли коммерциализация для фиджитал-спорта?

На старте развития фиджитал-спорта государство, скорее всего, поможет решить вопрос финансирования, имея в виду выделение бюджетных средств. Но все равно сразу надо думать о потенциальной коммерциализации. Возможно ли это? Теоретически да, когда мы говорим об интересе потенциальных спонсоров и рекламодателях. Но им обязательно нужны:

  • много соревнований;
  • большое количество участников;
  • зрительский интерес (очно и в формате онлайн);
  • освещение соревнований и их трансляции;
  • герои и звезды фиджитал-спорта и т.д.

Поэтому в целом задачи развития фиджитал-спорта очень амбициозные, необходимо время на их реализацию, нужны спортивные менеджеры нового качества, и тогда все в итоге может получиться. Мы будем с интересом наблюдать, а по возможности, советовать и помогать.