Найти в Дзене
TECHNOmagazine Дайджест

Охлаждающая жидкость – необходимый компонент для работы двигателя

Оглавление

Строительные машины, грузовой коммерческий автотранспорт, спецтехника и оборудование по большей части работают от двигателей внутреннего сгорания. Дизельные агрегаты известны своей надежностью, экономичностью и долговечностью. Однако, чтобы сохранить эти качества и обеспечить бесперебойную работу мотора, необходимо отводить тепло.

Что такое охлаждающая жидкость и для чего нужна

четыре вида охлаждающей жидкости для ДВС
четыре вида охлаждающей жидкости для ДВС

При сгорании топлива в двигателе выделяется тепло. Его избыток приводит к деформации деталей мотора и выходу из строя силового агрегата. Задачу по отводу тепла выполняет система охлаждения двигателя. Она бывает воздушной и водяной. Вторая наиболее распространена в автомобилях, строительной и специальной технике.

Принцип работы прост: внутри системы циркулирует жидкость. Она поглощает тепло от двигателя и передаёт его ещё одному жизненно важному компоненту – радиатору. Тот, в свою очередь, рассеивает тепло в окружающее пространство.

Охлаждающая жидкость – это то, что циркулирует в двигателе для регулирования температуры и предотвращения перегрева. В этом качестве можно использовать даже воду. Однако, относительно небольшой диапазон рабочих температур делает её не лучшим вариантом. К тому же, вода вызывает коррозию металла, что наносит вред деталям двигателя и системы.

Поэтому, в середине прошлого века, были разработаны специальные жидкости. Они содержат присадки и, в дополнение к регулированию температуры, защищают металлические детали от ржавчины, накопления минеральных отложений в системе охлаждения.

Типы жидкостей для охлаждения двигателя

Антифриз
Антифриз

Во времена СССР существовала одна охлаждающая жидкость – Тосол. Именно это название и стало синонимом ОЖ в русскоязычных странах. С приходом иностранных поставщиков появилось новое понятие – антифриз. От английского antifreeze – незамерзающий.

Это внесло некоторую путаницу и породило вопрос, а что лучше антифриз или Тосол. Однако оба эти понятия относятся к одному и тому же.

Вообще, антифриз – это специально разработанная жидкость, которая эффективно отводит тепло от двигателя. Она используется в более широком диапазоне температур, чем вода, а различные присадки помогают не только снизить температуру замерзания, но и эффективно бороться с коррозией.

Существует несколько её типов, каждый из которых имеет свои уникальные свойства и преимущества. Наиболее распространенными являются составы на основе:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Помимо обычной, существует охлаждающая жидкость с длительным сроком службы. Срок службы такого антифриза может составлять несколько лет. В его состав также входит комбинация органических и неорганических присадок, защищающих систему от коррозии и кавитации. Антифриз с длительным сроком службы изготавливают как на основе этиленгликоля, так и на основе пропиленгликоля.

Жидкости на основе этиленгликоля

-3

Этиленгликоль — традиционный основной компонент антифриза, который уже много лет используется в системах водяного охлаждения двигателей. Он обладает высокой температурой кипения, что помогает предотвращать перегрев. Однако этиленгликоль токсичен и может вызвать серьезные проблемы со здоровьем при попадании внутрь. По этой причине важно с осторожностью обращаться с охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля и утилизировать ее надлежащим образом.

Кстати, Тосол – это охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля. Название его является аббревиатурой отдела института, занимавшегося его разработкой: Технология органического синтеза – ТОС.

Обратите внимание, цифра в названии Тосола – это температура его кристаллизации. Т.е. голубой Тосол А40 начинает замерзать при -40 градусах Цельсия, красный Тосол А65 – при -65 градусах.

Жидкости на основе этиленгликоля являются наиболее распространенными. Они бывают зелёного, синего и красного цвета:

  1. Зелёный и синий (G11) – являются бюджетными вариантами. Они обладают смазывающими свойствами, а присадки помогают защитить узлы машин от коррозии и предотвратить пенистость жидкости. Их температура замерзания обычно составляет -40 градусов Цельсия.
  2. Красный, розовый (G12, G12+, G 12++) – относится к карбоксилатной группе. Он предназначен для высокооборотистых двигателей, нагруженных ДВС с повышенной температурой, а также для работ в условиях низких температур. Кристаллизация такой охлаждающей жидкости как правило происходит при температурах ниже -65° С.

Жидкости на основе пропиленгликоля

Пропиленгликоль — это более экологичная альтернатива этиленгликолю. Он менее токсичен и быстрее разлагается, что делает его более безопасным в обращении и утилизации. Пропиленгликоль также имеет высокую температуру кипения, однако может быть не таким эффективным в экстремальных температурных условиях.

Хотя сам он бесцветный, охлаждающие жидкости на его основе окрашены в жёлтый или фиолетовый цвета. Мешать такой антифриз с другими типами нельзя.

Важно понимать, что цветовое деление антифриза условно и относится только к оригинальным жидкостям. Сами по себе они бесцветные и окрашивают их, чтобы не путать с электролитом и дистиллированной водой.

Обслуживание системы охлаждения двигателя

Схема движения охлаждающей жидкости
Схема движения охлаждающей жидкости

Просто залить антифриз в систему не достаточно. Чтобы обеспечить правильную работу охлаждающей жидкости важно проводить регулярное техническое обслуживание:

  1. Регулярно проверяйте сколько антифриза в системе охлаждения и при необходимости долейте.
  2. Замена охлаждающей жидкости производится в соответствии с графиком, рекомендованным производителем. Обычно это происходит раз в год или раз в два года.
  3. Обращайте внимание на цвет охлаждающей жидкости. Если она темнеет – в системе появилась ржавчина или накипь. Если бледнеет – стоит заменить и следить за температурой двигателя, возможны перегревы.
  4. Меняя антифриз самостоятельно, убедитесь, что в системе нет воздуха. Воздушные карманы могут снизить способность охлаждающей жидкости поглощать тепло от двигателя.
  5. Эксплуатация грузовика или спецтехники часто происходит в сложных условиях. Обязательно проверяйте радиатор на наличие грязи и проводите регулярную чистку.
  6. Падение уровня антифриза может говорить о наличии протечек в системе. В этом случае необходимо осмотреть соединения патрубков, шланги, радиатор на наличие повреждений.

Как проверить антифриз на качество

Проверка антифриза лакмусовой бумагой
Проверка антифриза лакмусовой бумагой

От качества антифриза зависят надежность работы системы охлаждения при низких и высоких температурах окружающего воздуха, интенсивность отложений на элементах системы. Как следствие, это позволяет повысить межремонтные сроки и объемы работ по поддержанию техники в работоспособном состоянии.

При использовании некачественного антифриза чаще всего происходит повреждение головки блока цилиндров. Симптомы характерные:

  • пар из выхлопной системы;
  • неустойчивая работа двигателя;
  • убывание охлаждающей жидкости;
  • водно-масляная эмульсия в картере.

Это явные свидетельства разрушения тонких каналов охлаждения в головке блока и попадания антифриза в масляные магистрали, камеры сгорания.

Проверить антифриз на качество довольно сложно. Существуют определённые внешние признаки:

  • Охлаждающая жидкость не должна быть мутной и тем более с осадком.
  • При встряхивании в емкости (канистры) образовавшаяся пена должна осесть примерно через 3-4 секунды.
  • ОЖ не должна иметь запах нефтепродуктов – масла, бензина.
  • На ощупь антифриз должен быть слегка маслянистым, как глицерин или густой мыльный раствор.

При возникновении сомнений в качестве ОЖ можно использовать обыкновенную лакмусовую бумагу. Жёлто-зелёный цвет говорит о том, что pH раствора составляет 7,5-11 единиц, что соответствует норме для антифриза. Если при контакте с ОЖ цвет бумаги станет синим или фиолетовым – значит в растворе переизбыток щёлочи. Такой антифриз использовать не желательно, но можно. Также можно допустить использование ОЖ, при контакте с которой цвет лакмусовой бумаги не изменился. Но если оттенок станет розовым или красным – такую жидкость применять категорически запрещено.