17 подписчиков

Фотобумага – это как бумага, только…

Когда людям поднадоело рисовать руками, они начали поиск более простого пути к созданию изображений. А что может быть лучше, чем запечатление нашей с вами реальности в моменте времени?

Когда людям поднадоело рисовать руками, они начали поиск более простого пути к созданию изображений. А что может быть лучше, чем запечатление нашей с вами реальности в моменте времени? Именно этим вопросом задались однажды умные люди и создали камеру-обскура. Да, звучит как что-то из фильмов ужасов, но на деле это устройство представляло собой коробку с очень маленьким отверстием, проходя через которое, лучи света формировали на противоположной стенке изображение предметов, находящихся снаружи. К слову, сама эта коробка могла быть как небольшой, более-менее походящей на фотоаппарат по своим габаритам, так и размером с амбар. Но как заставить изображение «закрепиться» на стенке, не прибегая к ручной работе? В 1822 году ответ на этот вопрос дал Жозеф Ньепс, использовав в качестве светочувствительного материала асфальтовую пластину. После чего он обработал её лавандовым маслом и керосином. Так получилась первая фотография.

В 1837 году, после целых одиннадцати лет экспериментов Луи Дагер открыл технологию проявления изображение при помощи ртутных паров. А уже в 1861 был изобретён первый зеркальный фотоаппарат. Это небольшое путешествие подводит нас к появлению первой настоящей фотобумаги, ведь для более совершенной технологии фиксации изображения нужен и более совершенный материал для его переноса. А появился этот самый материал в 1874 году. По сути своей, это была специальным образом обработанная бумага, в которой под желатиновым слоем находились частицы хлористого серебра. При обработке водой весь этот раствор смывался, оставляя лишь изображение. И снова человечеству было мало! Ведь появилась и фотоплёнка, которую позже сменили цифровые носители, а значит фотографии можно было печать, не выделяя под этот процесс целую комнату! И поэтому сейчас мы имеем то, что имеем.

А имеем мы, как гласит Википедия, фотоматериал на непрозрачной бумажной подложке, состоящий из высококачественной бумаги с нанесёнными на неё одной или несколькими светочувствительными фотоэмульсиями. Сложно? И ничего неясно, согласен. Поэтому берёмся за микроскоп и разбираем лист такой бумаги по слоям:

Слой первый: та самая подложка. В её основе лежит целлюлоза (стандарт с 1929 года). Ранее подложка была хлопчатобумажной, что значительно повышало стоимость самой фотобумаги.

Слой второй: сульфат бария или баритаж. Создан для препятствия проникновения эмульсионного слоя на подложку. Также, за счёт светоотражающей особенности, увеличивает белизну бумаги.

Слой третий: фотоэмульсия с галогенами серебра. Толщина этого слоя, как правило, не превышает 5 микрон, отличается мелкой зернистостью и невысокой светочувствительностью.

Слой четвёртый: защитный. Тут всё просто – он защищает бумагу от механических воздействий типа отпечатков пальцев или царапин.

Однако это лишь общая характеристика и она может разниться в зависимости от типа фотобумаги. Кстати об этом!

Матовая (matte) – идеальна практически для любого типа чернил. Подходит для пропечатки мелких деталей. На вид как обычная бумага, просто плотнее. На ощупь – шероховатая. К слову, плотность такой бумаги варьируется в зависимости не только от нужд, но и от типа печати.

Глянцевая (glossy) – знакомая всем «красивая» бумага для красивых фотографий. У каждого в альбоме 90% фото распечатаны именно на глянце. Знакомые каждому блеск и гладкость такой фотобумаге придаёт специальный полимер, наносящийся на её поверхность. В отличие от матовой, такая фотобумага подходит не для всех видов чернил, поскольку некоторые из них (те же пигментные) могут банально размазываться или плохо закрепляться на глянцевой основе. Однако именно она отличает фотобумагу хорошей цветопередачей и насыщенностью, что делает её подходящей для печати реалистичных изображений.

Полуглянцевая (semi-glossy) – как вы уже поняли, она не настолько глянцевая, как предыдущая. То есть бликов на ней гораздо меньше. Менее подвержена механическим воздействиям, но «пальчики» на поверхности всё же остаются. Однако популярна среди пользователей такая фотобумага ещё и своей относительно невысокой ценой.

Суперглянцевая (SuperGlossy) – вариант, созданный сугубо для пигментных чернил (как выход из положения для поклонников обычной глянцевой бумаги). В остальном, параметры практически идентичны глянцевому пункту. Разве что цветопередача будет насыщеннее в разы.

Шелковая (silk) – звучит дорого, а ощущается богато. Фотографии на такой фотобумаге печатают нечасто (ощутима разница в цене со стандартными типами материала для печати «в альбом»), зато на рекламную продукцию или визитки, как правило, денег не жалеют. Всё дело в том, что шёлковая бумага не бликует так резко, как глянцевая, но цветопередача при этом никак не страдает. Лучше подходит для пигментных и чернил на водной основе.

Сатиновая или атласная (satin) – кто-то назовёт такую фотобумагу лучшей для массового потребителя в виду низкой цены и схожестью с глянцевой бумагой. Что ж, этот кто-то будет прав. Сатиновая фотобумага отлично передаёт цвета, не подвержена механическим повреждениям (если по ней не бить или не мять её), а фотографии на ней отличаются высоким качеством, близким к показателям глянцевой бумаги. Ах да, чуть не забыл – если ожидаете блеска или полного отсутствия светоотражения, то нет. Сатиновая бумага лишь слегка блестит на свету, что не препятствует восприятию картинки на ней.

Также всякая фотобумага может быть как односторонней, так и двусторонней.

Однако на каждый тип бумаги найдётся дополнение, либо улучшающее её характеристики, либо сужающее спектр применения до каких-то конкретных целей.

Мелованная – в ее основе лежат случайные (да-да, именно случайные) целлюлозные волокна, которые не позволяют получить идеально гладкую поверхность. Для того чтобы негладкое сделать гладким, к этим волокнам добавляют наполнители. Они заполняют пробелы, создавая вид той самой «мелованности». Собственно, благодаря этому чернила не растекаются и не впитываются глубоко.

Магнитная – тут всё просто, к обычной фотобумаге добавляют магнитный слой. Это позволяет крепить изображения на любую металлическую поверхность. Из такой бумаги обычно изготавливаются сувенирные магнитики или стикеры на холодильник.

Самоклеящаяся – магнитный слой убирают и наносят клейкую основу, которая надолго сохраняет свою липкость и не оставляет следов. Сама же фотобумага может быть практически любой. Кслову, она контактирует с водорастворимыми и пигментными красителями.

Микропористая (водонепроницаемая) – толстое полимерное покрытие собирает в себе чернила и не дает им растекаться. Имеет два подвида: с набухающим покрытием и с пористым покрытием. Первый вариант в виду своей проблемы долгого высыхания (до нескольких часов) постепенно выходит из употребления. А вот второй склонен к выгоранию со временем, поэтому хранить такие изображения нужно под стеклом.

Текстурированная – основное отличие оной заключается в имитации поверхностей типа ткани, кожи или дерева. Также имеет два варианта исполнения: глянецевый и матовый. Фотографии на такой бумаге ней характеризуются точной цветопередачей и максимальной детализацией.

Холст (Canvas, если говорить официально) – основой такой бумаги является тканевая структура, переплетенная специальным образом. Поверхность бархатная, а покрытие льняного типа обеспечивает эффект натурального окрашивания. Благодаря гибкости и пластичности холст можно натянуть на подрамник. Однако требуется весьма долгая сушка – от 12-ти часов.

Как и у всякого материала, у фотобумаги имеются свои важные параметры, на которые стоит обращать внимание при выборе оной.

Плотность – показатель яркости изображений. Чем он выше, тем больше чернил может впитать материал. В зависимости от типа печатей может варьироваться от 100 до 300 гр/м2.

Белизна – тоже знакомый по предыдущему посту параметр. Степень белизны можно определить визуально, и он также имеет показатели от 0 до 100%. О качестве фотобумаги, как и офисной, говорит показатель в 90% и выше. Для повышения этого параметра производители часто используют оптические осветлители (например, двуокись титана). Они способны поглощать ультрафиолет и отражать его в виде света. Это увеличивает яркость бумаги.

Разрешение – а вот это уже параметр интереснее. Дело в том, что он завязан на плотности. Скажем, 2880 dpi это 130 гр/м2. Четкой детализации на такой бумаге не ждите. А вот если увеличим разрешение в два раза, то есть 5760 dpi что соответствует 150 гр/м2, то получим более четкие и яркие снимки.

рН – две буквы, указывающие на присутствие кислотных добавок в составе. Чем выше их значение, тем меньше «проживёт» такая. Оптимальный показатель pHравен 7.

В целом, это всё, что необходимо знать о разновидностях фотобумаги и её характеристиках, однако, коли был упомянут холст, стоит заметить, что такой тип бумаги обычно поставляется рулонами и предназначен для печати на плоттере. Обычный струйный принтер с холстом не справится. Но не об этом речь. В завершение темы бумаги поговорим немного о той, что предназначена для плоттера. Большие рулоны на много метров! Каковы их характеристики? А они, в целом, такие же, как и у обычной бумаги, ибо та же плотность в 80 гр/м2 является универсальным стандартом. Разве бумага для плоттера по габаритам крупнее, так как предназначена для широкоформатной печати. Бумага плотностью 90 г/кв.м и выше имеет покрытие, позволяющее производить цветную печать. Чем выше плотность, тем ярче выглядит цвет. Также бумага с повышенной плотностью более жесткая, меньше подвержена повреждениям.

Теперь о белизне. Напомню, что это способность бумаги отражать свет. Чем выше белизна, тем четче и контрастнее изображение. Для повышения белизны в добавляют оптические отбеливатели, а также синие и фиолетовые красители. А вот цифры по CIEпрактически не отличаются по назначению от обычной бумаги:

1) до 146 % CIE – для черно-белой печати;

2) 147-164 % CIE – для черно-белой печати, цветной печати;

3) от 165 % CIE – бумага улучшенного качества для полноценной печати.

Единственные параметры, коих не встретить у офисной бумаги, это метраж и наличие втулки. Так, для инженерных плоттерных систем используются рулоны с намоткой 150-175 м. Такая большая намотка используется из-за повышенного расхода бумаги и высокой скорости печати. То есть, чем больше намотка, тем реже придётся давать дополнительную нагрузку на оборудование при смене рулона. Для струйных плоттеров используют рулоны с намоткой 30-50 м, реже – 91 м. А всё потому, что всякий плоттер имеет ограничение по диаметру рулона. И кстати, длина рулона бумаги напрямую зависит от ее плотности. При плотности 75-90 г/кв.м длина рулона составляет 45-50 м, более плотная бумага поставляется в рулонах длиной 30 м.

И ещё немного о видах плоттерной бумаги, коих всего три:

Универсальная бумага без покрытия подходит для печати чертежей, схем и других видов технической документации. Преимущественно ее используют для монохромной печати. Если чертеж или схема включает цветные элементы, напечатать их на универсальной бумаге без покрытия возможно, но не нужно – красками такие элементы играть не будут.

Бумага для инженерных систем используется в лазерных ксерографических системах. Такая бумага отличается высокой массой, белизной и непрозрачностью, а также возможностью длительного хранения в архивах без выцветания. Широко применяется в области проектирования, машиностроения или архитектуры для печати чертежей, проектных и прочих документов.

Бумага для плоттера с покрытием представляет собой бумажную основу с нанесенным на нее специальным химическим составом, что позволяет печтать с высоким разрешением, делать плотные заливки и точно передавать цвета. Подходит для иллюстраций, рекламных и художественных плакатов, постеров, календарей и прочих полиграфических изделий, требующих цветного подхода.

Что же касается форматов такой бумаги… что ж, о них более подробно мы говорили в прошлой статье, поэтому здесь лишь отмечу, что формат именно рулонной бумаги стартует от А3 и завершается на А0++ (совсем гигантский формат для баннеров).

Что ж, а на этом всё! Спасибо что дочитали эту невероятно длинную и насыщенную информацией статью! Надеюсь, этот экскурс в подробности бумажного мира был интересным и познавательным. А впереди нас ждёт… школа? О да, пора поговорить об этом! Пока сентябрь не загорелся, постараемся успеть обсудить все моменты, касающиеся школьных принадлежностей и заручиться советами о том, что будет удобнее для ребёнка. А пока статья пишется, подписывайтесь на канал, чтобы её не пропустить!