Найти в Дзене

Как спорить с материалистами

Прямолинейный ХХ век подарил нам споры между материализмом и идеализмом не на кафедрах университетов, а на площадях и в окопах. И, в принципе, они до сих пор продолжаются, хоть и без огонька. Но если в сетевой дискуссии вы наткнулись на воинствующего материалиста, то можно конечно поспорить. Как правило в концепциях наиболее слабые места находятся в основе и берутся в рассуждение без доказательств. Так и с материализмом. Надо задать вопрос: "А где материя?" И попросить её показать. Фокус в том, что собеседник очевидным образом укажет на всё, что вас окружает. Да что там. На всю Вселенную! Только всё это будет не то. Вот стол, вот стул, вот смартфон, воздух, звезда и т.д. Чистой материи, неоформленной в какой-то физический объект нет. Следовательно, материя это атрибут сущности объекта. А больше никак её не покажешь. Можно конечно утверждать что ВСЁ есть материя. Но тогда это понятие целесообразно не использовать. Поскольку смысла в нём нет. У нас уже есть слово "всё". Ещё хочется отд

Прямолинейный ХХ век подарил нам споры между материализмом и идеализмом не на кафедрах университетов, а на площадях и в окопах.

И, в принципе, они до сих пор продолжаются, хоть и без огонька. Но если в сетевой дискуссии вы наткнулись на воинствующего материалиста, то можно конечно поспорить.

Как правило в концепциях наиболее слабые места находятся в основе и берутся в рассуждение без доказательств.

Так и с материализмом.

Надо задать вопрос: "А где материя?"

И попросить её показать.

Фокус в том, что собеседник очевидным образом укажет на всё, что вас окружает. Да что там. На всю Вселенную!

Только всё это будет не то. Вот стол, вот стул, вот смартфон, воздух, звезда и т.д.

Чистой материи, неоформленной в какой-то физический объект нет. Следовательно, материя это атрибут сущности объекта. А больше никак её не покажешь. Можно конечно утверждать что ВСЁ есть материя. Но тогда это понятие целесообразно не использовать. Поскольку смысла в нём нет. У нас уже есть слово "всё".

Kandinsky 2.1
Kandinsky 2.1

Ещё хочется отдельно разобрать определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях.

Это определение толкает нас в сторону субъективного идеализма или даже солипсизма. Поскольку ощущения субъективны, а кроме них у нас получается никаких инструментов познания материи и нет.

Так мы чистую материю тем более не найдём. А ещё можем не найти других субъектов. Мы ощущениями не определим чего перед нами, субъект или объект. Он настоящий или кажется. И далее по списку.

Это всё делает основу материализма метафизической.

Впрочем и у идеализма дела в этом плане не лучше.