Рисунки к книге об избрании царя Михаила Фёдоровича. Часть 2
30 июня 202330 июн 2023
8
После долгаго промедления в Ярославле, по причине весенняго разлива рек, и после неудовольствий, задержавших избранного царя в Троицкой Лавре, Михаил Федорович, с последнего стана в селе Тайнинском, прибыл с матерью в Москву, утром 2 мая 1613 года. Встреча, ему сделанная, предоставлена была совершенно на волю горожан московских; на рисунке она изображена следующим образом: Вдали, с северной стороны, представляется Москва с своими деревянными мостовыми: тачасть ея, где ныне Сретенка. Вокруг деревянная стена с башнями, по тогдашнему – Скородом, окруженный валом, с воротами, память о которых осталась доныне в сохранившемся для этого места названии Сретенских ворот. За ними, существующий и в наше время монастырь Сретенский.
Народ выходит из Сретенских ворот; по правую руку от его пути лежат загородныя слободы, обставленныя, вдоль всей дороги, рядами стрельцов; по левую руку от встречнаго хода расположено выстроившееся войско. Впереди светских сановников духовенство московское с церковным фонарем, хоругвями, крестами и иконами, между которыми видим чудотворныя иконы Божия Матери, Нерукотворный образ Спасителя, московских трех Святителей, и так далее. Во главе духовенства митрополит, вероятно Кирилл ростовский и переяславский: стоя на особом постланном ковре, он кадит новоприбывшаго Царя; подле два иподиакона, один со свечею, другой с блюдом и крестом, к которому прикладывался Государь.
Михаил Федорович, с царским посохом в руке, остановился также на особо приготовленном месте; за ним множество провожатых, именно те лицы, которых чествовали в костромском посольстве, и те, которыя после высланы были на встречу Государю в Ярославль, к Троице и в Братовщину. Немного поодаль старица Мария Ивановна, в сопровождении других инокинь и длиннаго ряда боярынь в разноцветных уборах и одеждах.
После долгаго промедления в Ярославле, по причине весенняго разлива рек, и после неудовольствий, задержавших избранного царя в Троицкой Лавре, Михаил Федорович, с последнего стана в селе Тайнинском, прибыл с матерью в Москву, утром 2 мая 1613 года. Встреча, ему сделанная, предоставлена была совершенно на волю горожан московских; на рисунке она изображена следующим образом: Вдали, с северной стороны, представляется Москва с своими деревянными мостовыми: тачасть ея, где ныне Сретенка. Вокруг деревянная стена с башнями, по тогдашнему – Скородом, окруженный валом, с воротами, память о которых осталась доныне в сохранившемся для этого места названии Сретенских ворот. За ними, существующий и в наше время монастырь Сретенский.
Народ выходит из Сретенских ворот; по правую руку от его пути лежат загородныя слободы, обставленныя, вдоль всей дороги, рядами стрельцов; по левую руку от встречнаго хода расположено выстроившееся войско. Впереди светских сановников духовенство московское с церковным фонарем, хоругвями, крестами и иконами, между которыми видим чудотворныя иконы Божия Матери, Нерукотворный образ Спасителя, московских трех Святителей, и так далее. Во главе духовенства митрополит, вероятно Кирилл ростовский и переяславский: стоя на особом постланном ковре, он кадит новоприбывшаго Царя; подле два иподиакона, один со свечею, другой с блюдом и крестом, к которому прикладывался Государь.
Михаил Федорович, с царским посохом в руке, остановился также на особо приготовленном месте; за ним множество провожатых, именно те лицы, которых чествовали в костромском посольстве, и те, которыя после высланы были на встречу Государю в Ярославль, к Троице и в Братовщину. Немного поодаль старица Мария Ивановна, в сопровождении других инокинь и длиннаго ряда боярынь в разноцветных уборах и одеждах.
Вслед за прибывшим Государем, со Сретенской улицы, рисунок вводит нас в Кремль. По обеим сторонам царского пути расставлены ряды стрельцов.
Предшествует, в обычном порядке, церковный ход с крестами и образами; потом митрополит с высшим духовенством; и наконец за светскими чинами, сам Государь с матерью.
В Кремле шествие имеет по правую свою руку колокольню Ивана Великаго, и Чудов монастырь вдали, потом Успенский собор и за ним церковь Двунадесяти Апостолов; по левую руку от пути видна Грановитая палата с частью Золотой лестницы.
Шествие направляется к западным дверям Успенскаго соора, для совершения в нем торжественнаго молебна.
Вслед за прибывшим Государем, со Сретенской улицы, рисунок вводит нас в Кремль. По обеим сторонам царского пути расставлены ряды стрельцов.
Предшествует, в обычном порядке, церковный ход с крестами и образами; потом митрополит с высшим духовенством; и наконец за светскими чинами, сам Государь с матерью.
В Кремле шествие имеет по правую свою руку колокольню Ивана Великаго, и Чудов монастырь вдали, потом Успенский собор и за ним церковь Двунадесяти Апостолов; по левую руку от пути видна Грановитая палата с частью Золотой лестницы.
Шествие направляется к западным дверям Успенскаго соора, для совершения в нем торжественнаго молебна.
Рисунок изображает на первом плане, с левой стороны, кремлевский Благовещенский собор; боковой ход, через его паперть, возводит на площадку, обставленную дворцовыми строениями, между которыми главное место занимает Золотая палата, продолговатое здание, длинною боковою стороной обращенное на площадь. За палатою и около нея сгруппированы почти все остальные главныя здания Кремля: начиная с лева, возле Благовещенскаго собора представляется палата Набережная или Посольская; подаее Сретенская церковь; за крышею Золотой палаты остроконечный с флюгером верх палаты Столовой, и за ним башня с орлом над Колымажными воротами; потом, правее, государев терем, а в промежутке глава со крестом церкви Рождества Богородицы; еще правее – церкви: Спаса за золотой решеткой и св.Евдокии; наконец, уже на самой площади, Грановитая палата и на первом плане, с правой стороны рисунка, южная сторона Успенскаго собора, с папертью и дверями. По площади расположены рундуки – деревянные помосты, из которых видны только два: рундук от Успенскаго собора к Благовещенскому и отрезок помоста, идущаго от Благовещенскаго собора к Архангельскому. К Золотой палате ведут с площади три входа: один помянутый, благовещенской папертью; другой – так называемая Середняя лестница; и наконец, возле Грановитой палаты, лестница Золотая, иначе называемая Красною. В самый день венчания, в воскресенье 11 июля, во втором часу утра, весь Кремль наполнен был ожиданием. У Ивана Великаго перезванивали во все колокола. В Успенском соборе на готове находилось духовенство в полном облачении. Будущий помазанник сидел в Золотой палате, окруженный высшими светскими сановниками, ожидая возвращения посланных им за священными, наследованными от Мономаха, знаками царскаго достоинства. По рундуку, от Архангельскаго собора к Благовещенскому, несут регалия с Казеннаго двора, где они хранились.
Предшествуют светильники и диаконы с кадилами; потом идет благовещенский протопоп Кирилл, духовник Государь: поддерживаемый иподиаконами, обеими руками держит он на голове золотое блюдо с крестом Животворящего Древа, венцем, бармами и цепью. Так свидетельствуют письменные памятники; на рисунке же венец несется особо. За протопопом князь Пожарский со скиптром; казначей Траханиотов с державою, или яблоком; думгый разрядный дьяк Алексей Шанилов несет столпец, на который ставится держава. Прошедшия через паперть Благовещенскаго собора, боковым ходом вступают они на площадку к Золотой палате.
Рисунок изображает на первом плане, с левой стороны, кремлевский Благовещенский собор; боковой ход, через его паперть, возводит на площадку, обставленную дворцовыми строениями, между которыми главное место занимает Золотая палата, продолговатое здание, длинною боковою стороной обращенное на площадь. За палатою и около нея сгруппированы почти все остальные главныя здания Кремля: начиная с лева, возле Благовещенскаго собора представляется палата Набережная или Посольская; подаее Сретенская церковь; за крышею Золотой палаты остроконечный с флюгером верх палаты Столовой, и за ним башня с орлом над Колымажными воротами; потом, правее, государев терем, а в промежутке глава со крестом церкви Рождества Богородицы; еще правее – церкви: Спаса за золотой решеткой и св.Евдокии; наконец, уже на самой площади, Грановитая палата и на первом плане, с правой стороны рисунка, южная сторона Успенскаго собора, с папертью и дверями. По площади расположены рундуки – деревянные помосты, из которых видны только два: рундук от Успенскаго собора к Благовещенскому и отрезок помоста, идущаго от Благовещенскаго собора к Архангельскому. К Золотой палате ведут с площади три входа: один помянутый, благовещенской папертью; другой – так называемая Середняя лестница; и наконец, возле Грановитой палаты, лестница Золотая, иначе называемая Красною. В самый день венчания, в воскресенье 11 июля, во втором часу утра, весь Кремль наполнен был ожиданием. У Ивана Великаго перезванивали во все колокола. В Успенском соборе на готове находилось духовенство в полном облачении. Будущий помазанник сидел в Золотой палате, окруженный высшими светскими сановниками, ожидая возвращения посланных им за священными, наследованными от Мономаха, знаками царскаго достоинства. По рундуку, от Архангельскаго собора к Благовещенскому, несут регалия с Казеннаго двора, где они хранились.
Предшествуют светильники и диаконы с кадилами; потом идет благовещенский протопоп Кирилл, духовник Государь: поддерживаемый иподиаконами, обеими руками держит он на голове золотое блюдо с крестом Животворящего Древа, венцем, бармами и цепью. Так свидетельствуют письменные памятники; на рисунке же венец несется особо. За протопопом князь Пожарский со скиптром; казначей Траханиотов с державою, или яблоком; думгый разрядный дьяк Алексей Шанилов несет столпец, на который ставится держава. Прошедшия через паперть Благовещенскаго собора, боковым ходом вступают они на площадку к Золотой палате.
Рисунок представляет туже часть Кремля, как и предыдущий, только в большей подробности, присоединяя, между прочим, с левой стороны, вид Архангельского собора. Приложившись к принесенному кресту и образам на венце, Михаил Федорович отпустил шествие со знаками царскаго достоинства в Успенский собор, в том же порядке, как прежде; но в честь несомому кресту назначил итти вослед боярину Василию Петровичу Морозову.
Посланные вышли из Золотой палаты, и когда, прошедши боковым благовещенским ходом, показались на площади, на колокольне Ивана Великого зазвонили во все колокола. По рундуку направились они к Успенскому собору, где уже ожидали их, у южных дверей, все представители духовенства с казанским митрополитом Ефремом; когда шествие поравнялось с Грановитою палатою, оно встречено на рундуке высланными от митрополита – Феодоритом, архиепископом рязанским, и несколькими другими духовными сановниками. Прошедши еще несколько шагов, несущие остановились; протопоп Кирилл снял с головы блюдо и приблизился к южным дверям собора: вышедши из них, митрополит Ефрем сотворил поклон и покадил принесенное. Тогда два архиерея приняли у протопопа и передали первосвятителю блюдо: поднявши его на главу, последний входит в собор, сопровождаемый духовенством, членами шествия, несущими регалия, и боярином Морозовым
Рисунок представляет туже часть Кремля, как и предыдущий, только в большей подробности, присоединяя, между прочим, с левой стороны, вид Архангельского собора. Приложившись к принесенному кресту и образам на венце, Михаил Федорович отпустил шествие со знаками царскаго достоинства в Успенский собор, в том же порядке, как прежде; но в честь несомому кресту назначил итти вослед боярину Василию Петровичу Морозову.
Посланные вышли из Золотой палаты, и когда, прошедши боковым благовещенским ходом, показались на площади, на колокольне Ивана Великого зазвонили во все колокола. По рундуку направились они к Успенскому собору, где уже ожидали их, у южных дверей, все представители духовенства с казанским митрополитом Ефремом; когда шествие поравнялось с Грановитою палатою, оно встречено на рундуке высланными от митрополита – Феодоритом, архиепископом рязанским, и несколькими другими духовными сановниками. Прошедши еще несколько шагов, несущие остановились; протопоп Кирилл снял с головы блюдо и приблизился к южным дверям собора: вышедши из них, митрополит Ефрем сотворил поклон и покадил принесенное. Тогда два архиерея приняли у протопопа и передали первосвятителю блюдо: поднявши его на главу, последний входит в собор, сопровождаемый духовенством, членами шествия, несущими регалия, и боярином Морозовым
Местность изображена таже самая, какая на предыдущих двух рисунках. Когда принесенные регалия были поставлены на приготовленном местеи в соборе все было готово, протопоп Кирилл и боярин Морозов, посланные от митрополита, известили Государя.
Шествие царя в собор направилось из Золотой палаты, боковым благовещенским ходом, по рундуку Кремлевской площади, к южным дверям Успенскаго собора.
Впереди несколько окольничих, десять стольников, и за ними боярин Василий Петрович Морозов.
Потом протопоп Кирилл с крестом: он окропляет царский путь святою водою.
Далее, сам Михаил Федорович, с посохом в руках, с непокрытою головою, подобно всем его провожатым и остальному народу.
Зв Царем бояре, княжата, окольничие, думные люди, стольники, стряпчие, московские дворяне, дьяки, дворяне из городов, дети боярские и всяких чинов люди.
По сторонам главного шествия окольничие, стрелецкие головы и разные чиновники.
Местность изображена таже самая, какая на предыдущих двух рисунках. Когда принесенные регалия были поставлены на приготовленном местеи в соборе все было готово, протопоп Кирилл и боярин Морозов, посланные от митрополита, известили Государя.
Шествие царя в собор направилось из Золотой палаты, боковым благовещенским ходом, по рундуку Кремлевской площади, к южным дверям Успенскаго собора.
Впереди несколько окольничих, десять стольников, и за ними боярин Василий Петрович Морозов.
Потом протопоп Кирилл с крестом: он окропляет царский путь святою водою.
Далее, сам Михаил Федорович, с посохом в руках, с непокрытою головою, подобно всем его провожатым и остальному народу.
Зв Царем бояре, княжата, окольничие, думные люди, стольники, стряпчие, московские дворяне, дьяки, дворяне из городов, дети боярские и всяких чинов люди.
По сторонам главного шествия окольничие, стрелецкие головы и разные чиновники.