Найти тему
Scale attack

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.13 (ACE №72236)

Посмотрел я уже опубликованные материалы и там все о гусеничных да о гусеничных машинах. Пора бы немного и разнообразить материал. Поэтому в этой статье речь пойдет о "школьной парте" разведки панцерваффе - бронеавтомобиле Sd.Kfz.13. По сути именно на этих бронеавтомобилях разведчики Вермахта учились взаимодействию с наступающими частями в рамках стратегии блицкрига.

До Булонской конференции немцы не могли иметь по условиям Версальского мира никакой бронетехники за исключением нескольких бронеавтомобилей в полицейских частях. Однако в 1920 году, Германия получила некоторое послабление - ей разрешили иметь не более 105 бронетранспортеров без вооружения в Рейхсвере и 150 бронеавтомобилей в полицейских частях. В 1931 году Рейхсвер приступил к разработке бронеавтомобиля который мог выполнять задачи разведки. Однако поначалу работы шли не слишком хорошо - получалось или дорого или откровенно плохо...Но военные пришли к выводу, что лучшее враг хорошего и пошли проверенным путем - взяли надежное шасси и придумали для него бронекорпус. В качестве шасси использовали легковую машину Adler 3gd, которая в свою очередь произошла от гражданской Adler Diplomat. Adler 3gd имел отличия от гражданской версии в основном в более усиленной подвески ну и разумеется во внешнем виде. Машина по-прежнему была заднеприводной.

                                                                           Adler 3gd
Adler 3gd

Мощность двигателя Adler 6S варьировалась в зависимости от подтипа, но в самом мощном исполнении не превышала 60 л.с. Вот на этом-то шасси и был спроектирован восьмиугольный бронированный кузов. Бронировка по кругу составляла 8 мм, а днище бронировалось плитой толщиной 5 мм. При этом верхнюю часть бронекорпуса немцы спроектировали с небольшими рациональными углами наклона. Разгонялось это чудо не более чем до 70 км/ч и то по шоссе. Машина имела 4-х ступенчатую КПП. Задний привод разумеется не добавлял проходимости, столь нужной при разведке. Расход топлива был огромным (по нынешним меркам) и составлял порядка 20 литров на 100 км. Поэтому полной заправки хватало примерно на 350 км.

                                Чертеж получившегося бронеавтомобиля Sd.Kfz.13
Чертеж получившегося бронеавтомобиля Sd.Kfz.13
                              Впереди Sd.Kfz.13, вторым идет радийный Sd.Kfz.14
Впереди Sd.Kfz.13, вторым идет радийный Sd.Kfz.14
                                                                    Вид сзади
Вид сзади
                                                               В камуфляже Рейсвера
В камуфляже Рейсвера
                          Скорее всего раскрашенное фото (http://www.kfz13.pl/)
Скорее всего раскрашенное фото (http://www.kfz13.pl/)

В качестве вооружения Рейхсвер использовал хорошо освоенный в войсках и промышленностью пулемет MG13 калибра 7,92 мм с запасом в 1000 патронов с ленточным питанием, прикрытый бронещитком. Пулемет имел угол возвышения до 65 градусов, что в теории позволяло бороться с воздушными целями. Экипаж состоял из двух человек.

                                                                   Пулемет MG13
Пулемет MG13

Поскольку радиостанции получали только Sd.Kfz.14, то сведения добытые в разведке предполагалось передавать флажками, набор которых был на борту в специальном ящике.

Бронеавтомобиль был не лучше и не хуже большинства бронеавтомобилей того времени. Да, были более совершенные, более защищенные бронеавтомобили. Но в целом Sd.Kfz.13 вполне удовлетворял требованиям разведывательного автомобиля Рейхсвера. Немецкие солдаты, однако презрительно называли его "корытом"(по-немецки "Bodenwanne"). Тем не менее этот экземпляр стал учебной партой для многих солдат и офицеров Вермахта. Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz. 14 поступали изначально на вооружение разведывательных подразделений и пулеметных рот кавалерийских дивизий. Позже они передавались в моторизированные и танковые дивизии для ведения разведки. Было выпущено порядка 100-105 пулеметных и порядка 40 радийных бронеавтомобилей. Во многих источниках суммарная цифра составляет 147 штук. Во время Второй мировой, Вермахт использовал оба типа броневика во время блицкригов в Польше, Франции. А некоторые смогли поучаствовать и в "Барбароссе" - нападении на СССР. Боевая ценность броневика к этому времени приблизилась к нулю. Поэтому уцелевшие бронеавтомобили передали в полицейские части. С партизанами, имевшими на вооружении в основном легкое стрелковое оружие эти машины еще могли бороться. Часть машин пережила войну, но до нашего времени не дошло ни одного оригинального экземпляра. Однако есть некоторое количество реплик с использованием оригинальных частей. Кстати, благодаря тому что в Польше есть люди увлеченные как раз этим броневиком, мне удалось найти изумительный сайт который поможет всем, кто хотел бы узнать, а что было внутри бронекорпуса. Ниже фото интерьера, взятые именно оттуда (вероятнее всего из какой-то инструкции по эксплуатации)

                          Вид сверху на боевое отделение (взято с http://www.kfz13.pl/)
Вид сверху на боевое отделение (взято с http://www.kfz13.pl/)
                                                     Приборная панель
Приборная панель
                   Правый борт машины изнутри (http://www.kfz13.pl/)
Правый борт машины изнутри (http://www.kfz13.pl/)
                                          Вид на кормовую часть (http://www.kfz13.pl/)
Вид на кормовую часть (http://www.kfz13.pl/)

Несмотря на свою малоизвестность, многие производители обратили свое внимание на него. Так в масштабе 1/35 он выпускается китайским Bronco. А в 1/72 он выпускается аж тремя фирмами! Так например, из польских производителей выпуск "Bodenwanne" два производителя, это - RPM и First to fight. Украинская ACE и китайский S-Model также выпустили свои версии. И вот мне достался как-то в подарок как раз украинский набор.

                                                      Бокс-арт модели
Бокс-арт модели

Модели от украинской фирмы ACE многогранны...С одной стороны они довольно аутентичны оригиналу, очень много моделей оригинальной техники, а с другой допускаются иногда такие "ляпы" которые просто заставляют задуматься о покупке моделей этого производителя. Если добавить сюда нестыковки деталей вызванные несовершенством литья под низким давлением, станет понятно, что сборные модели этого производителя не для новичка. Если честно, я не очень люблю модели с полуоткрытым кузовом. Связано это с тем, что производитель обычно не утруждает себя изучением и изготовлением деталей интерьера, и, для того что б модель смотрелась моделью, приходится искать информацию о внутреннем убранстве самостоятельно, а потом самостоятельно воспроизводить его. В данном случае АСЕ не стала исключением. Поэтому призвав на помощь вышеуказанный сайт, начал облагораживать модель

Делать модель в немецком сером мне показалось скучным и поэтому я выбрал окраску по мотивам Рейхсвера. Доработать пришлось довольно много

- изготовил пружины на двери
- сделал педали водителя
- добавил ящиков для амуниции внутри салона
- изготовил щиток пулемета из жести
- заменил ствол пулемета, взяв его из набора немецких парашютистов (в наборе MG34, но его ствол практически не отличается от MG13) выскоблил углубление в стволе
- изготовил габаритные "усы"
- сделал зеркало заднего вида
- сымитировал дугу поискового прожектора
- установил прожектор "Эльф"
- упаковал запаску в "брезент" из салфетки
- ручку наружного ящика сделал из проволоки
- высверлил глушитель
- сделал имитацию сварки по корпусу
- держатель номера сзади

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

Авто
5,66 млн интересуются