Посмотрел я уже опубликованные материалы и там все о гусеничных да о гусеничных машинах. Пора бы немного и разнообразить материал. Поэтому в этой статье речь пойдет о "школьной парте" разведки панцерваффе - бронеавтомобиле Sd.Kfz.13. По сути именно на этих бронеавтомобилях разведчики Вермахта учились взаимодействию с наступающими частями в рамках стратегии блицкрига.
До Булонской конференции немцы не могли иметь по условиям Версальского мира никакой бронетехники за исключением нескольких бронеавтомобилей в полицейских частях. Однако в 1920 году, Германия получила некоторое послабление - ей разрешили иметь не более 105 бронетранспортеров без вооружения в Рейхсвере и 150 бронеавтомобилей в полицейских частях. В 1931 году Рейхсвер приступил к разработке бронеавтомобиля который мог выполнять задачи разведки. Однако поначалу работы шли не слишком хорошо - получалось или дорого или откровенно плохо...Но военные пришли к выводу, что лучшее враг хорошего и пошли проверенным путем - взяли надежное шасси и придумали для него бронекорпус. В качестве шасси использовали легковую машину Adler 3gd, которая в свою очередь произошла от гражданской Adler Diplomat. Adler 3gd имел отличия от гражданской версии в основном в более усиленной подвески ну и разумеется во внешнем виде. Машина по-прежнему была заднеприводной.
Мощность двигателя Adler 6S варьировалась в зависимости от подтипа, но в самом мощном исполнении не превышала 60 л.с. Вот на этом-то шасси и был спроектирован восьмиугольный бронированный кузов. Бронировка по кругу составляла 8 мм, а днище бронировалось плитой толщиной 5 мм. При этом верхнюю часть бронекорпуса немцы спроектировали с небольшими рациональными углами наклона. Разгонялось это чудо не более чем до 70 км/ч и то по шоссе. Машина имела 4-х ступенчатую КПП. Задний привод разумеется не добавлял проходимости, столь нужной при разведке. Расход топлива был огромным (по нынешним меркам) и составлял порядка 20 литров на 100 км. Поэтому полной заправки хватало примерно на 350 км.
В качестве вооружения Рейхсвер использовал хорошо освоенный в войсках и промышленностью пулемет MG13 калибра 7,92 мм с запасом в 1000 патронов с ленточным питанием, прикрытый бронещитком. Пулемет имел угол возвышения до 65 градусов, что в теории позволяло бороться с воздушными целями. Экипаж состоял из двух человек.
Поскольку радиостанции получали только Sd.Kfz.14, то сведения добытые в разведке предполагалось передавать флажками, набор которых был на борту в специальном ящике.
Бронеавтомобиль был не лучше и не хуже большинства бронеавтомобилей того времени. Да, были более совершенные, более защищенные бронеавтомобили. Но в целом Sd.Kfz.13 вполне удовлетворял требованиям разведывательного автомобиля Рейхсвера. Немецкие солдаты, однако презрительно называли его "корытом"(по-немецки "Bodenwanne"). Тем не менее этот экземпляр стал учебной партой для многих солдат и офицеров Вермахта. Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz. 14 поступали изначально на вооружение разведывательных подразделений и пулеметных рот кавалерийских дивизий. Позже они передавались в моторизированные и танковые дивизии для ведения разведки. Было выпущено порядка 100-105 пулеметных и порядка 40 радийных бронеавтомобилей. Во многих источниках суммарная цифра составляет 147 штук. Во время Второй мировой, Вермахт использовал оба типа броневика во время блицкригов в Польше, Франции. А некоторые смогли поучаствовать и в "Барбароссе" - нападении на СССР. Боевая ценность броневика к этому времени приблизилась к нулю. Поэтому уцелевшие бронеавтомобили передали в полицейские части. С партизанами, имевшими на вооружении в основном легкое стрелковое оружие эти машины еще могли бороться. Часть машин пережила войну, но до нашего времени не дошло ни одного оригинального экземпляра. Однако есть некоторое количество реплик с использованием оригинальных частей. Кстати, благодаря тому что в Польше есть люди увлеченные как раз этим броневиком, мне удалось найти изумительный сайт который поможет всем, кто хотел бы узнать, а что было внутри бронекорпуса. Ниже фото интерьера, взятые именно оттуда (вероятнее всего из какой-то инструкции по эксплуатации)
Несмотря на свою малоизвестность, многие производители обратили свое внимание на него. Так в масштабе 1/35 он выпускается китайским Bronco. А в 1/72 он выпускается аж тремя фирмами! Так например, из польских производителей выпуск "Bodenwanne" два производителя, это - RPM и First to fight. Украинская ACE и китайский S-Model также выпустили свои версии. И вот мне достался как-то в подарок как раз украинский набор.
Модели от украинской фирмы ACE многогранны...С одной стороны они довольно аутентичны оригиналу, очень много моделей оригинальной техники, а с другой допускаются иногда такие "ляпы" которые просто заставляют задуматься о покупке моделей этого производителя. Если добавить сюда нестыковки деталей вызванные несовершенством литья под низким давлением, станет понятно, что сборные модели этого производителя не для новичка. Если честно, я не очень люблю модели с полуоткрытым кузовом. Связано это с тем, что производитель обычно не утруждает себя изучением и изготовлением деталей интерьера, и, для того что б модель смотрелась моделью, приходится искать информацию о внутреннем убранстве самостоятельно, а потом самостоятельно воспроизводить его. В данном случае АСЕ не стала исключением. Поэтому призвав на помощь вышеуказанный сайт, начал облагораживать модель
Делать модель в немецком сером мне показалось скучным и поэтому я выбрал окраску по мотивам Рейхсвера. Доработать пришлось довольно много
- изготовил пружины на двери
- сделал педали водителя
- добавил ящиков для амуниции внутри салона
- изготовил щиток пулемета из жести
- заменил ствол пулемета, взяв его из набора немецких парашютистов (в наборе MG34, но его ствол практически не отличается от MG13) выскоблил углубление в стволе
- изготовил габаритные "усы"
- сделал зеркало заднего вида
- сымитировал дугу поискового прожектора
- установил прожектор "Эльф"
- упаковал запаску в "брезент" из салфетки
- ручку наружного ящика сделал из проволоки
- высверлил глушитель
- сделал имитацию сварки по корпусу
- держатель номера сзади