Объясняю принцип запоминания: часть первая - «Сортировочный пункт»

115 прочитали

Мы живем в век информации – информации так много, что мы в ней находимся, как в безбрежном океане, и давно утонули бы, если бы не гениальное устройство нашего мозга.
Вы же помните, что та часть головного мозга, что отвечает за память называется
ГИППОКАМП (кто не помнит – вам сюда).
Само слово переводится, как «
морской конек»! А кому, как не этому существу, выживать в бушующем океане информации! Устройство Гиппокампа напоминает склад, с отделом приема материала, сортировки, хранения и выдачи.

Мы живем в век информации – информации так много, что мы в ней находимся, как в безбрежном океане, и давно утонули бы, если бы не гениальное устройство нашего мозга.

Давайте рассмотрим все отделы подробнее.

Со всех анализаторов: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние на склад движутся байты информации, условно мы их будем обозначать "шариками".

Если бы мы запоминали всё, то, наверное, наш мозг действительно не выдержал бы такого объема, но у нас есть сортировочный цехрабочая память. Ее же можно назвать кратковременной памятью или пунктом временного содержания. (Не забываем, что это сказка, на самом деле ученые разделяют рабочую и кратковременную памятью по ряду особенностей.)

Именно здесь трудится его главный работник – жонглер Нейрон.

Мы живем в век информации – информации так много, что мы в ней находимся, как в безбрежном океане, и давно утонули бы, если бы не гениальное устройство нашего мозга.-2

Его возможности очень ограничены - работать он может в среднем с 4 "шариками" информации. Теперь понятно почему пин-коды содержат только 4 цифры?
Это именно та информация, которая нужна конкретно в данный момент, с которой мы работаем – отсюда и название этой памяти –
рабочая. Например, телефонный номер, прежде чем ты его вобьешь в телефонную книжку; вопрос собеседника, чтобы на него ответить; список покупок, до возвращения с ними домой, учебная информация до момента закрытия учебника.
С этими "
шариками" в сортировочном цехе может произойти следующее:
1) если информация теряет актуальность и больше не нужна, она, что называется, «
выбрасывается в другое ухо» (помним, что гиппокампы расположены в височных долях, ближе всего к ушам) (еще раз напоминаю, что это сказка, а не научный труд);

Так выглядит фразеологизм "В одно ухо влетело, в другое вылетело", сгенерированный нейросетью Midjourney
Так выглядит фразеологизм "В одно ухо влетело, в другое вылетело", сгенерированный нейросетью Midjourney

2) жонглер Нейрон или случайно "теряет шарик", или сознательно заменяет его на более важный, тогда информация «падает» в подвал склада – Бесконечное Бессознательное. Извлечь её оттуда достаточно трудно, но периодически она может сама "выбулькнуться" обратно на склад - так например, можно объяснить эффект "дежавю" - это ощущение будто определенное событие уже случалось, но при этом человек не может вспомнить, когда и как (а вы знали, что есть еще déjà entendu — «уже слышанное»; déjà baisée — «уже попробованное»;
déjà raconté — «уже рассказанное»; déjà pensé — «уже приходившее в голову», хотя на самом деле ученые до сих пор не разгадали до конца причины подобных эффектов).

Мы живем в век информации – информации так много, что мы в ней находимся, как в безбрежном океане, и давно утонули бы, если бы не гениальное устройство нашего мозга.-4

3) информация оценена как важная и жонглер Нейрон начинает этим "шариком" пробивать дверь на склад.

Мы живем в век информации – информации так много, что мы в ней находимся, как в безбрежном океане, и давно утонули бы, если бы не гениальное устройство нашего мозга.-5

На складе информация может храниться очень долго и самое главное только через склад работает пункт выдачи информации. Поэтому, если очевидно, что материал пригодится спустя время, его просто необходимо отправить на склад. Сразу оговорюсь, что склад буду периодически называть "долговременной памятью" или очень поэтично - "чертоги разума".

Мы живем в век информации – информации так много, что мы в ней находимся, как в безбрежном океане, и давно утонули бы, если бы не гениальное устройство нашего мозга.-6

Итак, как же можно открыть дверь в это волшебное место:

1) Если событие, было невероятно ярким и поразило своей неординарностью, например, встреча с инопланетянами (или что-то более реальное, но не менее крутое), такой "шарик" пробивает дверь сходу;

Фантазия на тему "Встреча с пришельцами" https://yandex.ru/image/
Фантазия на тему "Встреча с пришельцами" https://yandex.ru/image/

2) Если "шарик" не представляет ничего экстраординарного, то приходится его часто вспоминать, т.е. заставлять Нейрона им "жонглировать", а лучше всего рассказывать о нем себе и\или другим, таким образом как бы "пробивая" дверь на склад.

Самым ярким примером могут служить детские стишки. Вспомните - сколько раз нам и мы рассказывали, из-за чего плачет Таня и что произошло с ее мячиком?

Мы живем в век информации – информации так много, что мы в ней находимся, как в безбрежном океане, и давно утонули бы, если бы не гениальное устройство нашего мозга.-8

3) Есть еще способ объединить все имеющиеся в рабочей памяти "шарики" в один большой. По такому принципу можно запомнить даже больше 4 фактов: например, слова: ложка, мышь, радуга, черепаха, пенал, дверь, можно объединить историей причем желательно максимально смешной и несуразной:

Мышь ложкой ела радугу, сидя на спине черепахи, которая проживала в пенале, где всегда тщательно закрывала в него дверь.

Мячик стал крупнее и "ударять" его о дверь склада (т.е. рассказать о нем себе или кому-то другому) надо меньшее количество раз.

Мы живем в век информации – информации так много, что мы в ней находимся, как в безбрежном океане, и давно утонули бы, если бы не гениальное устройство нашего мозга.-9

4) Еще помогает «высушить» информацию до голых фактов, ведь в любом случае сушенные вещи хранятся лучше. Поэтому применение конспектов, схем и mindmaps очень действенный способ отправить информацию в "чертоги разума".

С сайта - https://www.vecteezy.com/vector-art/559994-brain-infographics
С сайта - https://www.vecteezy.com/vector-art/559994-brain-infographics

5) И, самый лучший способ не только пробить дверь в долговременную память, но и потом эту информацию не затерять на складе, это «приделать к ней ярлык» - образ, картинку, рифму, ассоциацию, что-то, что будет ее отличать и не позволит свалиться в Бесконечное Бессознательное.

Мнемокарточка Like Look
Мнемокарточка Like Look

Этот же ярлык поможет потом легко ее разместить в долгосрочной памяти, без проблем найти и при необходимости использовать.

Потому что попасть на склад, это только начало пути…
Ждите продолжения…
Всем сказочно хорошего дня.
Подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новое путешествие в недра мозга.