989 подписчиков

Дрессировка дельфинов

198 прочитали


Сегодня во многих курортных городах можно увидеть свои дельфинарии. В них обученные афалины, белухи и ластоногие демонстрируют полученные в ходе дрессировки навыки на потеху зрителям. Однако как зарождалась современная школа дрессировщика, или, как принято говорить, тренера морских млекопитающих?
Вы на канале Лаборатория Афалина. Не переключайтесь, сейчас будет интересно


Сегодня во многих курортных городах можно увидеть свои дельфинарии. В них обученные афалины, белухи и ластоногие демонстрируют полученные в ходе дрессировки навыки на потеху зрителям.

В ходе изучения полувековой литературы я заметил наиболее важные и ценные книги, которые подробнее других рассказывают о процессе дрессировки. Это "Морские млекопитающие и человек" Вуда, "Тише-Дельфины" Барышникова и, конечно, "Несущие ветер" Прайор
При том удивительно, что все три программы реализовывались в целом независимо и одновременно - в 60-х годах. Отчёты о проделанной работе в виде вот такой "полухудожественной" литературы были представлены всеми тремя в первой половине 70-х
Все три исследователя шли по разным путям, набивая шишки и нарабатывая собственные программы. Однако есть в этом и что-то общее

Собственная фотография изданий
Собственная фотография изданий

В книге Томилина "В мире китов и дельфинов" описано четыре способа положительной стимуляции дельфина при обучении: пищевое, тактильное, половое и игровое
У всех троих реальное распространение получило только пищевое поощрение - видимо, как наиболее эффективное. Впрочем, не думаю, что после скандала с Хоу кто-то пытался исследовать "другие" виды стимуляции. Естественно, косвенно была задействована и "игровая" часть. Поглаживание дельфинов на данный момент не служит стимулом при обучении
Все воспитывали дельфинов только "пряником" - отрицательная стимуляция показала свою неэффективность ещё давным давно. Дельфин, получивший выговор, телесное наказание или лишение пищи обижался и надолго прекращал работу, сторонясь тренера. Так что от цирковых методов запугивания очень быстро отказались и прибегали к ним крайне редко - как Прайор описывает бросок шезлонга в бассейн, чтобы напуганные дельфины преодолели страх перед канатом

А теперь о различиях
В книге Вуда довольно мало написано о самом процессе дрессировки и избранных методиках. Мне осталось совершенно неясным, каким образом дельфина заставили выдыхать под водой в воронку, а затем вдыхать уже над водой при том, что в природе дыхательный цикл неразделён. Видимо, причиной этому служило, что Вуд был научным руководителем, а не дрессировщиком. Он ставил задачу - а люди на местах её выполняли
Тем не менее, косвенно можно понять, что для закрепления умений у него, как и у Прайор, были использованы сигналы, позволяющие производить "отложенное поощрение" - то есть без необходимости тут же бросать рыбу. Это оставляло больше пространства для манёвра и открывало больше возможностей для закрепления

Карадагская биостанция, начало которой застал Барышников
Карадагская биостанция, начало которой застал Барышников

Барышников же не дошёл до методики Прайор - в опытах на Карадагской биостанции дельфину, исполнившему то, что от него требовали тут же давали рыбу. А также был описан случай, когда дельфин сам сделал что-то очень интересное и нужное, но поведенческий элемент остался без закрепления, потому что в дрессировщика в нужный момент не оказалось под рукой рыбы


Методика Прайор показала эффективность и после того, как дошла до массовой печати, стала главным пособием по, в том числе, современной тренировке морских млекопитающих. Прайор придерживалась Скиннеровского учения, но так или иначе от Павлова отошли почти что все


Описанный в книге "несущие ветер" способ дрессировки заключался в закреплении случайно проявленных элементов. С самого начала дельфина учили, что по свистку он получает рыбу. Как только он это понимал, начинался второй этап: свисток звучал только в тех случаях, когда дельфин делал что-то нужное дрессировщику. К примеру, подъём над водой. Дельфину свистят сперва во всех случаях, когда он подплывает к поверхности. Как сообразительной животное, дельфин начинает подплывать к поверхности чаще, ожидая награды. Затем поощряются только самые близкие подъёмы. В какой-то момент дельфин поднимается над водой - и рыбу с тех пор ему бросают только когда он выныривает - с каждым разом всё выше и выше.
Это в некоторой степени напоминает естественный отбор - закрепляются и повторяются только самые сильные попытки
Затем полученную привычку можно комбинировать, соединять в длинный номер, совершенствовать или привязать к звуковому сигналу - чтобы дельфин не делал всё по однообразной и отточенной программе, а имел возможность выполнять трюки "вразнобой"
Неоднократно отмечалось, что способности дельфинов во многим ограничены фантазией дрессировщиков. Именно эта беда и постигла последователей Прайор

Дело Прайор живёт и процветает - на фото Sealife park Hawaii. История этого океанариума началась именно с неё
Дело Прайор живёт и процветает - на фото Sealife park Hawaii. История этого океанариума началась именно с неё

К сожалению, с момента выхода книги толком не появилось ничего принципиально нового. В обычных курортных дельфинариях показывают полувековые трюки, к которым прибавились, разве что, каляки на бумаге.  К номерам дрессировщиков сейчас допустили детей и больных - и сейчас это называют "дельфинотерапией". Но мечты и чаяния романтиков и фантазёрка прошлого века остались лишь мечтами. Во всех трёх книгах захватывающе и с уверенностью описаны планы и возможности по поводу обучения дельфинов - они могли стать отличными рыбаками, помощниками водолазов, океанографами и фотографами подводных сокровищ - и в своё время именно этим занимались Прайор и Вуд. Они были уверены, что в наше с вами время море будут бороздить ручные дельфины на службе страны и народа. Они будут помогать в подъёме древних сокровищ, вести караваны судов, загонять рыбу в сети... Но ничему из этого не суждено было сбыться

Иллюстрация из книги Прайор
Иллюстрация из книги Прайор

Сегодняшний дельфинарий - это печальное зрелище застывшего прогресса. Дельфинов там используют совершенно не в тех целях. Их заставляют делать противоестественные вещи, которые не имеют никакого прикладного значения, а просто "неплохо выглядят", вместо того, чтобы дать им возможность помогать человеку тем, что заложено в инстинктах животного. Их возможности и потенциал остаётся совершенно нераскрытыми. Сегодняшние тренеры учат дельфинов не просто по методике Прайор - они точь в точь повторяют описанные там трюки. Увидеть в дельфинарии что-то новое и действительно интересное - всё равно что найти миллион посреди дороги. И именно это очень и очень печально.
Остаётся лишь надеяться, что где-то есть или будет организация, которая сможет использовать дельфинов по-настоящему с пользой.